Торговый маркетинг
О лучших стратегиях торгового маркетинга для повышения узнаваемости вашего продукта в торгово-распределительной сети
Инструменты торгового маркетинга
- Стимулирование потребителей к покупке:
- Каталог продукции:
- на официальном веб-ресурсе;
- на сайте торгового посредника;
- на сайтах каталогов;
- Цифровой мерчандайзинг;
- Реклама на торговых сайтах (интернет-магазины и маркетплейсы);
- Акции стимулирующие.
- «touch to collect» – предоставление информации в обмен на контактные данные;
- Стимулирование покупки «здесь и сейчас», проводимое в активной игровой форме:
- кэшбэк (что такое кэшбэк?);
- скидка за покупку;
- купоны (что такое купон?};
- бонусный товар (подарок за покупку);
- выгода за покупку (скидка на другой товар, дополнительный функционал);
- рассрочка платежа;
- Стимулирование отношений (продление пользования товаром, покупки следующей версии)
- Стимулирование величины покупки:
- нескольких разных товаров совместно;
- большего количества товара одновременно (3 по цене 2);
- более дорогой версии цифрового товара;
- Сервисы и программы стимулирующие:
- Логистические: бесплатная доставка;
- Финансовые: рассрочка платежа, аренда;
- Сопутствующие: аренда оборудования; монтаж обрудования;
- Рекламно-информационные перформансы;
- Поддержка потребителей:
- информационная: инструкции, драйверы, обновления;
- целевые маркетинговые программы;
- Стимулирование торговых посредников:
- Торговые скидки;
- Торговые премии:
- Финансовые: рибейты; оплата за листинг;
- Товарные: бесплатное пользование товаром.
- Реклама торговых посредников:
- SEO на их сайты и страницы с товаром поставщика;
- Участие в адресной программе поставщика «где купить»;
- Информационная поддержка:
- программы обучения;
- база знаний по товарам (свойства товвара, покупательские привычки и предпочтения, FAQ);
- цифровые презентации:
- Товара;
- Бренда
- Компании;
- образцы товара: тестовые, демонстрационные версии;
- Программы стимулирования торговых посредников:
- повышение лояльности;
- стимулирование к увеличению объемов продаж;
- стимулирование к оборачиваемости складских запасов;
- Совместные программы и акции:
- производство товаров под маркой торгового посредника;
- информационная, IT, маркетинговая поддержка его бизнеса;
- совместная реклама;
- совместные акции в реальной жизни;
Акции стимулирующие. Под этим названием объединены все виды стимулирования, требующие активного и избирательного участия потребителя.
- инициативы продавцов, предполагающие реагирования потребителей («успей купить», «сделай и накопи», воспользуйся) ;
- конкурсы, которые требуют от потребителя наблюдательности, некоторой проницательности;
- квизы
- игры, в которых можно участвовать, не покупая товар и получая выгоду, реализуемую при последующей покупке товара;
- лотереи скидок частично основанные на случайном выборе победителя или действии потребителя приводящем к случайному результату;
сообразительности; в них побеждает лучший, а не случайно выбранный участник;
Цифровой мерчандайзинг. Основная задача цифрового мерчандайзинга – сделать заметным товар на цифровой полке. В цифровом ритейле мерчандайзинг выполняет те же функции, что и в онлайновом магазине розничной торговли:
- лучшая и наглядная презентация товаров;
- «выкладка» товара на лучших цифровых «местах на полках»;
- навигация по разделам, группам товаров и товарам;
- фильтры по товарам;
- подсказки («вы смотрели», «с этим товаром смотрят», «сегодня купили»);
- составление и оформление карточки товара;
- поисковые формы и алгоритмы поиска нужного товара;
- размещения подсказывающей рекламы рядом с товаром («новинка», «акция», «популярный товар»);
- контроль соотношения объемов продаж и наличия товара у посредника;
- контроль и обеспечение товарных запасов на складе.
Витрины мультибрендовых интернет-магазинов не менее сложны и наполнены товарами, чем витрины гипермаркетов. Для того, чтобы цифровые товары и цифровые аналоги реальных товаров были заметны на фоне товаров конкурентов и для направление потребителя к карточкам товаров и существует цифровой мерчандайзинг.
В офлайновом ретейле, цифровой мерчандайзинг – метод, позволяющий исключить человека из процесса контроля состояния товара на полках и товарных остатков – цифровая система, которая получает информацию с камер и устройств считывания, установленных в проходах, и передает ее на централизованный сервер обработки, где программно анализируется качество выкладки, подсчитывается расход товара.
Далее, программный комплекс цифрового мерчандайзинга в офлайновом ритейле и цифровом магазине работает одинаково – производится обработка данных, составляет отчеты и инициируется оповещения торгового менеджмента о неполадках, недостатках товара, внимания к товару на «полках» и даются рекомендации о закупках проданного товара.
Презентация. Цифровая презентация (от лат. praesento) – передача или представление аудитории новой для нее информации, цифровые материалы для публичного демонстрирования. Презентовать можно: товар, услугу, маркетинговую акцию, бренд, компанию.
Контент эффективного представления содержит:
- Движущиеся изображения с большей вероятностью привлекут внимание;
- Большого размера фотографии;
- Рисунки (для понимания сложных процессов они воспринимаются лучше);
- Видео;
- Баннеры, сделанные по технологии «html-5»;
- Фирменная цветовая палитра;
- Драматургия (имеется ввиду не «Ромео и Джульетта», а о что-то такое, что привлечет внимание!);
- Лаконичность (вместе с тем);
- Точность ответов на вопросы;
Реклама на торговых сайтах. Еще хотелось бы обратить внимание читателя на весьма важную для целей продвижения область маркетинговых коммуникаций – рекламу на сайтах по продажам. Аналогом этой маркетинговой активности в реальном мире является реклама на месте продажи. Очень часто реклама на месте продажи (на сайтах-каталога, интернет-магазинах и маркетплейсах) является сопутствующей стимулированию продаж, однако ее цели не исчерпываются этим.Реклама торгового маркетинга должна отвечать следующим требованиям:
- быть адресованной максимальному количеству посетителей торговой площадки;
- облегчать выбор потребителям;
- формировать отношение к товару у потребителей;
- соотноситься с общей рекламой: целью рекламирования, предметом рекламы, меседжами, сроками рекламной кампании;
- стимулировать торговый персонал посредника.
Стоит уделить особое внимание такому промоушену, поскольку реклама на месте продажи является: с одной стороны, рекламным средством продвижения и работает на большую аудиторию, с дугой стороны, такая реклама работает на завершающим этапе принятия решения о покупке и стимулирует конкретного потребителя к конкретному действию – покупке здесь и сейчас.
Купоны. Когда речь заходит о купонах, то надо понимать, что это не документ, цифровой или QR-код. Это персонализированное обращение к потребителю и данное ему право, гарантирующее определенное возмещение стоимости товара. Другими словами, не может быть «просроченных купонов» или бесконтрольного разбрасывания купонами. Обладатель купона может рассчитывать на возмещение затрат. Такое возмещение может быть в виде определенной суммы, процента от стоимости купленного товара или в форме снижения цены на другой товар, если он купит данный товар. Купоны применяются в случае стимулирования действий потребителя при тех или иных персональных проблемах с продажами:
- в случае вынужденной покупки более дорогого товара, вместо отсутствующего;
- в качестве компенсации ошибок продавца, совершенных в отношении этого потребителя;
- в случае обоснованного потребителем возражения против цены (цена конкурента, несвоевременное поднятие цен и проч.);
- в переходный период, сразцу за поднятием цен на товар;
Совместный промоушн. Другой формой стимулирования сбыта на канале является совместная реклама и продвижение. При совместной рекламе производитель предоставляет участникам канала специальные поощрительные денежные средства за определенные действия, такие как размещение рекламы одного из брендов производителя или демонстрация продукции потенциальным покупателям. Идея совместной рекламы и продвижения заключается в том, что производитель разделяет рекламные расходы с участниками канала в процессе маркетинга конечным потребителям