Цифровая трансформация
Некоторые важные аспекты технологического развития экономики, социума, коммуникаций, повлиявшие напрямую и косвенно на маркетинг
В этой главе рассматриваются некоторые аспекты технологического развития экономики, социума, коммуникаций. Эта глава написана с одной целью – дать понять, что…
Совокупность этих технологий, привнесенных в жизнь людей и бизнес, получили общее название «цифровая трансформация».
Цифровая трансформация
Термин «цифровая трансформация» существует с момента зарождения коммерческого Интернета, когда ряд аспектов деятельности человека получили первые существенные качественные изменения. Эти изменения, с развитием технологий, нашли отражение во многих несвязанных между собой сферах деятельности человека. Очевидными примерами отрасли, в которой цифровая трансформации проявилась очевидно, являются торговля.
Электронная коммерция (продажа товаров онлайн и появление специальных цифровых товаров) – качественный скачек, обусловленный цифровой трансформацией жизни человека. Влияние цифровых технологий прослеживается в музыкальной индустрии, индустрии кино, в банковском деле.
Цифровые товары и услуги. Цифровая трансформация затронула отрасли экономики, производящие бытовые товары и потребительские услуги. Цифровая печать, во многих случаях, заменила аналоговую печать в полиграфии. Появились новые цифровые товары и услуги – навигация, цифровые данные, цифровые средства коммуникации и проч. Важно понимать, что эти товары не ценность как таковая, но они необходимы в цифровую эпоху.
Средства коммуникации. Логичным развитием в цифровую эпоху является развития технологий и средств коммуникации. Однако, стоит понимать, что речь и письменность, то есть те средства коммуникации, в которых информация передается словами, а так же невербальные средства коммуникации – рисунок, фотография и т.д., – все это никуда не делось, изменились лишь носители, способы создания, хранения и передачи.
Если ранее, понятие «цифровая трансформация» означало лишь очевидное изменение предметов и действий, то, позднее, цифровая трансформация стала термином, указывающим на то, как человек или компания приняли, адаптировали или проигнорировали изменения, связанные с развитием новых технологий. Цифровая трансформация связана не собственно с технологиями, а со способностью изменить некоторые или все аспекты бизнеса, вслед за изменением технологического развития общества, отрасли промышленности.
Технологии в маркетинге
Цифровая трансформация – это не покупка компанией самых продвинутых IT-технологий. С точки зрения маркетинга, нет ничего замечательного в миллиардных бюджетах, которые компания тратит на технологии. С точки зрения маркетинга, важны только те технологии, которые:
- повышают уровень жизни и позволяют добиться потребителям большей удовлетворенности:
- товарами и услугами, в которых задействованы такие технологии;
- повышают удовлетворенность обслуживанием;
- помогают покупателям совершать покупки;
- помогают потребителям потреблять купленное более эффективно и с большим удовлетворением и пользой;
- повышают информированность о товарах, услугах и деятельности компании
- используются для предоставления персонализированных услуг;
- позволяют эффективнее вести ориентированный на потребителей бизнес:
- улучшить обслуживание клиентов:
- облегчает отслеживание взаимоотношений с ними;
- делает более эффективной коммуникацию с ними;
- обеспечивают привлечение новых
- обеспечивают удержания целевых;
- позволяют развиваться социуму, отношений в нем:
- обеспечивают социальные контакты между потребителями в рамках одной целевой группы;
- позволяют создавать отдельную и специальную социальную группу «потребители»;
- обеспечивают получение обратной связи от потребителей: отзывы, возражения, предупреждения и одобрения;
- позволяют потребителям участвовать в создании новых продуктов;
- поддерживают социальные тренды и определяют роль компании в этих трендах (мобильность, социальная активность, потребительские предпочтения) .
Другими словами, внедрение технологий, с точки зрения маркетинга, – это не самоцель. Критерием важности технологий для маркетинга является не их новизна и неудержимый интерес к новому или ее абстрактная полезность, а развитие отношений, качественное изменение жизни потребителей и эффективность бизнеса, не в ущерб потребителям. Важно помнить:
От помощи продавцу к помощи потребителю и покупателю
Важным очевидным результатом применения цифровых технологий в маркетинге является тот факт, что маркетинговые специалисты перешли от оказания помощи продавцу, к оказанию помощи покупателю в покупке. Чем проще и очевиднее для покупателей выбор и выгоды от покупки, тем проще продавцам продавать такие товары и услуги. Теперь потребители привыкли ожидать содействие в поиске продукта или услуги, которые наилучшим образом удовлетворяют их потребности. Этим цифровые технологии обеспечили решение обоих важных задач маркетинга: большей удовлетворенность потребителей и снятие сбытовых барьеров.
Ошибка использования цифровых технологий
Наверное, выглядят высокотехнологично и продвинуто подключенные к Интернету холодильники. Носимые «смарт»-устройства, которые используются для мониторинга состояния здоровья, хорошего самочувствия или спортивных результатов, являются лучшей иллюстрацией Интернета вещей.
А будет ли это продаваться? А если сегодня понести существенные затраты на разработку и внедрения этого – будет ли это продаваться через пять лет?
Эти упомянутые высокотехнологичные вещи, как и те технологии, которые предполагаются к применению в рекламе, продвижении должны проходить экспертизу. С точки зрения маркетинга, перед желанием разработчика создать что-то высокотехнологичное, лежит:
- понимание явного обеспеченного, отложенного спроса на это;
- понимание финансовой обеспеченности такого спроса – способности и желания это купить;
- понимание того, насколько удовлетворена потребность людей, пользующихся, возможно чем-то менее технологичным, на замену которому предполагается придумать что-то новое;
- понимание того, не будет ли пользование этой технологией слишком сложным или обременительным для потребителя;
- понимание того, как эта технология будет вписана и не будет ли конфликтовать с действующими технологиями, которые используются с успехом.
Преимущества цифровых технологий
И все же, за последние десятилетия технологии проникли в маркетинг. Чтобы понять, насколько эти технологии помогли маркетингу, стоит рассмотреть преимущества, которые дают цифровые технологии и отход от аналоговых. Например, цифровые технологии облегчают:
- высокоточное распространение информации;
- имеет низкую стоимость хранения и передачи информации и аренды носителей (облака);
- простой способ передачи информации;
- широковещание и та же скорость при многоадресной передаче;
- потенциал для получения мгновенных ответов при низких или нулевых затратах для ответчика (чаты);
- и обратная сторона этого – способность удовлетворять входящие запросы на информацию почти мгновенно,
- автоматизация коммуникаций;
- возможность массового изучение отношения получателя к маркетинговым кампаниям и разовым шагам, отношения к продукту или услуге и их использованию;
- персонализация диалога с конкретным потребителем;
- мониторинг за процессами;
- и проч.
Из каждой из этих цифровых преимуществ возник целый ряд маркетинговых инноваций. И все это действительно работает. Не может не работать, если все это делается в цифровом пространстве, в котором люди сегодня хотят получать информацию. Вот изуччением каждого из аспектов электронного маркетинга мы дальше и займемся, концентрируя внимание на одном важном аспекте: