GEO-маркетинг
Об одной из форм маркетинга, ключевой и определяющей особенностью которой является геозависимая информация о рыночных предложениях и ее локализация для потребителя.
Геомаркетинг возник на стыке двух практик: маркетинг и геоинформатика, и стал новым направлением маркетинговой деятельности, в которой специфику комплекса маркетинга определила геозависимость объектов маркетинга и потребителей. Эта геозависимость определяет маркетинговые усилий и специфику маркетинга.
Геозависимость товаров и услуг определяется сложностью для доступа к ним, для их распространения, а значит, влияет на спрос потребителей на эти товары и услуги. Геозависимость товаров и услуг определяют следующие факторы:
- физическая специфика товара – негабаритные размеры, высокая масса, взрывоопасность и проч.;
- эксплуатационная специфика – ограниченность срока годности, обязательная взаимность потребления с другими товарами;
- узость географического рынка – товары специфичного местного спроса, товары особенного климата;
- географические факторы – удаленность от экономических центров, географические препятствия (горы, океаны);
- факторы техносферы – доступ к информации, удаленность от производств, компактность проживания потребителей, транспортная доступность и проч.;
- геополитические факторы – границы государств и территорий, программы господдержки территорий.
- проч.
Важным для понимания значимости географического положения товаров и услуг, продавцов, точек продаж является тот факт, что их ценность, значимость для удовлетворения потребности потребителей будет падать, с ростом затрат потребителя, связанных:
- со сложностью поиска необходимого предмета маркетинга – товара или услуги;
- со сложностью коммуникации между покупателем и продавцом;
- сложностью его уделенной покупки (выбора, предпродажного тестирования и проч.);
- прямыми и косвенными затратами на логистику – доставку купленного;
Географическая локализация – физическое местоположение объекта маркетинга в геопространстве, определяющее его ценность для потребителей или существенно влияющее на ценность, а так же, определяющее специфику комплекса маркетинга для объекта маркетинга, определяющие задействуемые геоинформационные технологии и применяемые специфические маркетинговые инструменты.
Геоинформационные технологии (геоинформационные системы, или ГИС) – совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки, эффективного хранения и анализа больших объемов разнородных данных, привязанных, так или иначе, к местности. По сути своей геоинформационные данные – интеграции трех групп данных «место», «время», и комплекса данных о «предмете маркетинга»: количество, цена, место продажи, условия покупки и пр.