Маркетинг цифровых экосистем

Цифровая экосистема работает на несколько рыночных сегментов, предполагает сквозной доступ к информации и круглосуточный сервис – это новая парадигма маркетинга

Онлайн-экосистемы

Комплекс различных цифровых мобильных и цифровых стационарных устройств, а также цифровых устройств реального мира, развитые возможности и взаимно интегрированные сервисы, ими предоставляемые, образует цифровую экосистему. Люди используют цифровые приложение чтобы заказать продукты домой, и тут же,  расплачиваются за купленные товары в приложении банка. Регистрируются на рейс авиакомпании в интернете, а получают билеты или подтверждают регистрацию на рейс в стационарном цифровом терминале аэропорта. Зарегистрировать компанию можно на цифровом сервисе «Цифрового правительства», там же можно воспользоваться и сотнями прочих услуг. Доступ к истории взаимоотношений с покупателем можно получить через мобильное приложение CRM, там же проследить стадии отработки текущего контракта и получить прогноз платежей, в случае регулярных и длительных взаимоотношений. 

Цифровая экосистема – это множество цифровых устройств, находящихся на связи друг с другом и во взаимодействии между собой и с окружающим реальным миром и работающих, как единая цифровая среда, центром которой является человек – его потребности и привычки. 

Экосистема — это закрытое пространство, в котором определяющую роль играют сервисы самой компании. Сторонним продуктам в ней обычно нет места, либо для них отведена вторичная роль. Элементами такой системы могут быть множество цифровых сервисов, выполняющих разные задачи, доступ к которым осуществляется под единой учетной записью. Архитектура цифровой экосистемы представляет собой:

  • серверную инфраструктуру: вычислительные устройства, виртуальные серверы, банки данных, программы и алгоритмы, ресурсы для хранения, команду разработчиков и инженеров, менеджмент и клиентские службы. 
  • клиентскую инфраструктуру: устройство доступа с датчиками и интерфейсом пользователя:

Банки + Услуги + Торговля = Мобильность

Мобильный доступ к возможностям и услугам – отражение мировой тенденции. Чуть ранее, окном в мобильный мир были смартфоны. Сегодня цифровые гиганты создают свои экосистемы, когда не выходя из приложения, можно воспользоваться большим количеством сервисов. 

  • Apple, Xiaomi создали свою собственную онлайн – экосистему, базовый продукт которой – мобильное устройство и приложения, работающие на нем. 
  • Такие компании, как Google, Яндекс, МТС создали свои цифровые экосистемы вокруг базового продукта – цифровая информация;
  • Amazon, подсмотрел потребности потребителей, продвая цифровые и аналоговые товары;
  • Сбер образовал цифровую экосистемы, опираясь на банковскую услугу – как основу взаимоотношений с потребителями. Информация об их потребности, анализируемая по характеру платежей и оплачиваемых товаров и услуг, стала причиной создания цифровых сервисов.
  • Государственная программа «Цифровое Правительство» – экосистема доступа к тысячам государственных услуг, которыми можно воспользоваться не посещая офисы государственных структур, а единое информационное пространство, существующее внутри экосистемы позволило избавить людей от бесконечного количества бумажных справок, проверок и перепроверок, от неточности и потери данных.
Сегодня мы наблюдаем этап бурного развития экосистем, доступ к которым уже осуществляется не только с мобильных телефонов, но и с умных устройств с интуитивным управлением и с помощью голосового управления.  Однако, пока еще, даже с точки зрения IT, не говоря уже о маркетинге, такие экосистемы имеют лишь малую согласованность. Следующий этап – важный этап согласования устройств экосистем: разработки стандартов, протоколов доступа, безопасности доступа, но уже сегодня цифровые экосистемы – предмет интереса маркетинга. 

Виды цифровых экосистем

  • Горизонтальная. Различные сервисы или продажа различных товаров разными независимыми поставщиками. Пример: маркетплейсы.
  • Вертикальная. Сервисы в рамках жизненного цикла продукта, последовательного выполнения работ. Пример: автосалон - от покупки авто, через плановые сервисы и до утилизации или программы «трейд-ин»;
  • Смешанная. Симбиоз горизонтальной и вертикальной модели. Продажа собственных продуктов + предложение дополнительных услуг от партнеров. Пример: Экосистема Сбер или в автосервисе: магазин + сервис + сторонние услуги ( кредит, лизинг , техпомощь на дороге, эвакуация).  

Маркетинг экосистем

Цифровая экосистема помогает потребителям ориентироваться в цифровом мире поддерживает на всех этапах его жизненного цикла, продавать дополнительные продукты, услуги и сервисы, решать его задачи.

В центре экосистемы — банковский сервис, который собирает основной поток пользователей и изучает их интересы. Выявленные потребности позволяют создавать цифровые сервисы, помогающие и обеспечивающие существующие потребности потребителей: еда, транспорт, проживание, здоровье, работа и развлечение. Однако, за каждым таким сервисом стоит создание нового бизнеса, маркетинг этого бизнеса, интегрированный в маркетинг экосистемы.

Цифровая экосистема работает на несколько рыночных сегментов, предполагает сквозной доступ к информации и круглосуточный сервис – это новая парадигма маркетинга. 

Традиционно маркетинг рассматривал потребителей, конкурентов и деловых партнеров в границах одной отрасли и рыночного сегмента. Однако, рыночные тенденции идут следом за цифровой трансформацией и мобильностью человека: новые привычки и типы потребления, новые цифровые товары и цифровые инструменты коммуникации – все это требует иного подхода к рыночной деятельности – маркетинга цифровых мобильных экосистем. 

Особенности маркетинга цифровых экосистем

  • конкуренция не в сегменте рынка, а за человека-потребителя, в каком бы сегменте он не находился;
  • прибыль не от возможности компании и не в каки-либо традиционных для компании видах деятельности, а прибыль от взаимоотношений с потребителем;
  • маркетинг отношений – это не перетянуть потребителя на свою сторону, а проследовать за человеком туда, в те рыночные сегменты, где он является потребителем;
  • следствием этого является не погоня за прибыльностью сделок с конкретным потребителем, а за увеличение количества продаж этому потребителю, приходящиеся на разные рыночные ниши и сегменты
  • анализ данных пользовательской базы, а не маркетинговая активность – вот источник знаний о потребителях;
  • сформулированные потребителю, в рамках экосистемы, таргетированные предложения товаров и услуг их разных рыночных сегментов снижают издержки на привлечение.
  • единые для экосистемы принципы продвижения среди потребителей идей и продуктов, 
  • внутрисистемное стимулирование потребителей пользоваться всеми сервисами платформы;
  • бренд – реальный актив и сила цифровых экосистем.

Цифровые платформы

Платформа – это площадка, которая предоставляет другим возможности. Одна из ключевых функций платформы – предоставление коммерческих, коммуникативных, маркетинговых, инвестиционных возможностей двум или более категорий субъектов рынка. 

Онлайн-платформа – цифровой сервис «окна возможностей», который облегчает взаимодействие между двумя или более отдельными, но взаимозависимыми группами пользователей (будь то фирмы или отдельные лица), которые взаимодействуют через сервис посредством Интернета

Функции цифровых платформ


Платформа, благодаря своим коммуникативным, технико-технологическим, организационным, маркетинговым возможностям, способствует:
  • коммуникации  (социальная функции), 
  • научному развитию, реализации идей (научная платформа), 
  • лучшему  нахождению, поиску, информированию (коммуникативная), 
  • продвижению и популяризации (маркетинговая) 
  • заработку (экономическая). Вот перечень функций «платформы».

Торговая онлайн-платформа – это лишь частный случай цифровых платформ. Есть финтех-платформы, есть платформы развития инноватики, учебные платформы.

  1.09K просмотров

Блог