SERM. Репутация в Поиске
SERM – это то положительно или отрицательно окрашенное, что видит потребитель в Поисковых системах: имена моделей товаров, товарных категорий, бренда, имени компании
Интернет-пространство представляет собой огромное количество веб-ресурсов, на которых, спланировано вами или независимо от вас может появляться информация о товарах, брендах, принадлежащих вашей компании. В отличии от рекламы и поискового продвижения, такое появление информации может помогать вашему цифровому маркетингу, формируя репутацию или мешать, а может иметь разрушительные последствия для репутации и маркетинга в целом . Рассказать о том, как упоминания влияют на репутацию и о том, что такое SERM, можно на простом примере:
Иная ситуация у компаний производящих и продающих товары и услуги. Их упоминают часто. Любую публичную компанию, имеющую разносторонние связи и огромное количество рыночных контактов, упоминают, в той или иной мере, часто. Вот только такое упоминание может быть связано не с успехами компании, а с проблемами качества товаров, ошибками менеджмента и сервиса.
Представьте, что потребитель ищет через поисковую систему товар, марку, а поисковик ему формирует выдачу сайтов на которых опубликованы одни отрицательные отзывы и негативные упоминания и среди десятка сайтов с негативом, совершенно потерялся их официальный сайт. Такая «картина» возможна даже у компаний, которые работают хорошо и имеют высоко конкурентные высококачественные товары – достаточно из миллиона проданных товаров, ошибиться десять раз, получить десять отрицательных отзывов, которые потребители напишут на популярных сайтах и в соцсетях. Десять высоко ранжируемых сайтов, десять первых мест в выдаче Поисковой системы и вот уже все работы маркетолога по SEM насмарку.
Что такое поисковая репутация?
Итак, поисковая репутация – это не репутация как таковая. Это то, что видит потребитель в Поисковых системах – упоминание имен моделей товаров, товарных категорий, бренда, имени компании, если…эти имена являются ключевыми запросами цифровой маркетинговой кампании.
Какова суть и значение SERM?
Говоря о поисковой репутации речь, в первую очередь, говорят не о качестве товаров и сервиса, не о репутации как таковой, а о том:
- Как упоминания видятся в Поисковых системах;
- Какие действия потребителей, пользователей, конкурентов в Интернете формируют такие упоминание;
- Какие сервисы, в том числе и Поисковых систем, предоставляют возможность для публикации упоминаний;
- Какие сервисы, в отношении которых у Поисковых систем высокое доверие, анализируют, аккумулируют упоминания;
- Какие усилия по PR, SEO и SEA нужно предпринять, чтобы Поисковые системы, выводили выше те сайты и те упоминания, которые положительно влияли на репутацию.
- Как такие усилия по формированию репутации, в свою очередь, повлияют на SEO (ведь это упоминания и ссылки – основные инструменты поисковой оптимизации);
- А то, как упоминают имена товаров, бренда и компании – это может повлиять, в свою очередь, на SEA.
Собственно, именно по причине последних двух пунктов, SERM включен в комплекс работ по поисковому маркетинга.
Важно понимать, что потребители склонны делиться информацией о собственном опыте пользования товарами и коммуникациях с продавцов и производителем – с их службами продаж, доставки, сервиса и проч. Вот только, в случае неудовлетворённости или конфликта, негативной информацией люди делятся охотнее, желая вынести этот негатив в публичную плоскость:
- С целью получить поддержку сообщества (советы и опыт других);
- Желая обратить на ситуацию внимание других сотрудников;
- Предполагая получить помощь, коммуницируя с компанией в публичном пространстве, в случае не возможности ее получения через официальные службы разрешения конфликтов и контроля работы;
- Желая предупредить других участников социума («не допускай ошибку»);
Что такое «упоминание» в SERM?
Конечно же, упоминания, как и репутация в цифровом мире – это больше, чем SERM и это уже предмет заботы PR-службы компании, продуктовых менеджеров и бренд-менеджера. Коммуникация цифрового маркетолога с этими службами и менеджерами должна быть налажена. Мы же, в дальнейшем, говорим об упоминании, исключительно в контексте поискового маркетинга (SEM).
Упоминание – обращение внимания на предмет маркетинга, при котором называется имя собственное (товар, марка или имя компании), веб-ресурс в виде бессылочного именования или ссылкой на этот ресурс, сопровождаемое оценкой, рекомендацией или мнением,; эмоционально нейтральное, положительно или отрицательно окрашенное. В контексте SERM...
Упоминать могут:
- Потребители, покупатели, формирующие «пользовательский контент» (UGC);
- Торговые партнеры (дилеры, дистрибьютора, покупатели)
- Эксперты отрасли и рынка - инфлюэнсоры (обзоры, исследования, мнения)
- СМИ (новости, обзоры, репортажи с мест событий и интервью)
- Конкуренты;
Пользователи сами упоминают имена торговых марок, товаров и компаний. Цифровые маркетологи могут побуждать и мотивировать их к созданию такого контента.
Упоминания имен товаров, марок, компании (ключевые слова) могут присутствовать в (на):
- В рассказах о потребительском опыте;
- В ответах на вопросы заинтересованных пользователей (соцсети, сервисы «вопрос/ответ»);
- В отзывах;
- В рейтингах;
- В обзорах рынка;
- В PR-материалах, которые публикуете вы сами;
- На страницах вашего сайта;
- У поставщиков, дилеров, покупателей
- в их собственных опубликованных PR-материалах;
- на их официальных сайтах
- в их рекламе;
- в совместной рекламе – их с вами;
- В отчетах об отраслевой статистике;
- В публикациях о результатах разыгранных тендеров.
Естественно, что упоминания могут быть: негативными, нейтральными или позитивными; оно может обращать внимание на какие-либо аспекты покупки, пользования или коммуникации с производителем или продавцом.
Что набирают пользователи?
Анализ упоминания, связанного с проверкой репутации, пользователи ведут, как набирая напрямую название в строке Поисковых систем, так с применением уточняющих слов в запросах:
- <упоминание>
- <упоминание> + «отзывы»;
- <упоминание> + «отзывы» + «сотрудников»;
- <упоминание> + «отзывы» + «покупателей»
- <упоминание> + «отзывы» + «реальные»;
- <упоминание> + «отзывы» + «цена» + «инструкции»;
- <упоминание> + «обзор»;
- <упоминание> + «обзор» + «аналоги».
- <упоминание> + «тестирование»
Поисковые системы, формируя рейтинг сайтов с выдачей по таким запросам, осуществляет предварительный анализ содержимого сайтов и формирует сниппет, по которому можно понять характер упоминания.
Сниппет (от англ. snippet — отрывок, фрагмент) — это небольшой отрезок текстовой информации, который выводится рядом со ссылкой в поисковой выдаче. Другими словами, это краткое описание страницы сайта, релевантное поисковому запросу.
Проанализировав сайты в начале выдачи, можно понять:
- Какие сайты с упоминаниями Поисковые системы считают заслуживающими доверия;
- Какие их страницы они считают наиболее релевантными запросам пользователей с упоминанием важного вам ключа из семантического ядра;
- Какие еще есть упоминания на этих страницах и этих сайтах, так или иначе важные для вашего SEO и репутации в целом.
Что делать для улучшения упоминания?
Разобравшись с тем, что послужило причиной позитивных и негативных упоминаний, с тем, какие веб-ресурсы содержат важные, объективные упоминания, можно приступить к оптимизации упоминаний и приступить к выполнению следующих работ:
- SEO официального ресурса, включив в семантическое ядро запросы с уточняющими словами – вывести сайт по этим запросам в начало поисковой выдачи;
- Цифровой PR. Размещать экспертные интервью, обзоры, исследования, тесты и сравнения на внешних веб-ресурсах. Подключив SEO, вывести страницы сайтов с этой информацией в начало поисковой выдачи по ключевым запросам;
- SEO страниц веб-ресурса, содержащих положительные и нейтральные упоминания – вывести эту страницы сайтов по этим запросам в начало поисковой выдачи;
- Оплатить рекламу с PR-материалом, оформленным в виде: отзыва, обзора, теста или сравнения – вывести эту страницы сайтов по этим запросам в начало поисковой выдачи;
- Сформировать пул активных комментаторов обозревателей – лидеров мнения и размещать упоминания от их имени;
- Отработать негативное упоминание:
- Связаться с автором негативного упоминания и, после исправления и разрешения конфликта, попросить удалить такое упоминание и (или) рассказать об исправлении ситуации и разрешении конфликта;
- Ответить на упоминание официально от имени компании;
- Выполнив пункт 4 выше, организовать авторитетные ответы от их имени;
- Прокомментировать упоминание от имени других пользователей;
- В случае размещения недостоверной информации, связаться с администраторами веб-ресурсов и юридически безупречно обосновать необходимость удаления упоминания.