Цифровой PR
PR в цифровой среде охватывает все, начиная от транслирования аудитории корпоративным духа и заканчивая отправкой через месенджер журналисту из йифрового СМИ ссылки на PR-стратью, размещенную на официальном сайте компании.
В настоящее время в сфере связей с общественностью принято употреблять синонимичные термины: «цифровой PR» (digital PR) и «электронный PR» (e-PR) – по сути, все это обозначение одного и того же. Связи с общественностью в Интернете, как и традиционный PR, нацелены на то, чтобы оказывать влияние на аудиторию, привлекая внимание, выстраивая отношения и корректируя, создавая положительное мнение о предмета маркетинга. Однако, цифровые изменения в последние годы происходят довольно быстро – сложно создать стройную концепцию PR-деятельности в цифровую эпоху, позволяющую заглянуть в будущее и точно описать, какой будет коммерческая журналистика и паблик рилейшнз в ближайшие годы.
Паблик рилейшнз в цифровую эпоху
То, что сегодня видится, как глобальные изменения PR-деятельности в целях маркетинга выглядят как простой перечень:
- Новые навыки PR-спеицалистов, вызванные изменением медиаповедения и потребления аудитории цифровых медиа;
- Новые и экспериментальные форматы – их режиссура и формы;
- Сторителлинг – мультимедийные истории, вместо повествования;
- партнерский диалог, вместо пафосного назидания, слышать, вместо слушать – зачастую потребители знают больше, они оперативнее и охотно делятся потребностями и формулируют ценности;
- Крайняя информационная усталость от «цифрового шума»;
- Ограниченность ресурса внимания, вызванная когнитивным шумом;
- Персонификация – требовательность к предлагаемому контенту и способность к жесткой фильтрации информации;
- Толкование, вместо информирования:
- минимум канцелярита;
- объяснять неочевидное;
- визуализировать данные (делать очевидным);
- Фактчекинг:
- проверка фактов всего транслируемого и анализируемого, прешедшего «из вне»;
- проверка адресата – автор информации (профайл, опыт, реальность фактов);
- верификация авторства материалов;
- верификация времени создания фото- и видеоматериала;
Принципы цифрового PR
Существуют следующие принципиальные отличия PR в реальном и в цифровом мире:
- Необходимо создавать сообщества, а не информировать;
- Выстраивать горизонтальные коммуникации, а не находясь над социумом, просто информировать;
- Нет монополии на информацию – информация создается и распространяется армией потребителей;
- Успевать контролировать информацию в онлайн-режиме и в онлайн-режиме реагировать на нее;
Создавать сообщества, а не информировать. При PR в Интернете потребители получают возможность напрямую коммуницировать с менеджментом компании, чем формируют обратную связь, коммуникации становятся более интерактивными, что одновременно открывает возможности для маркетологов, но и усложняет работу специалистов по связям с интернет-сообществом;
Горизонтальные коммуникации. в отличии от традиционных «вертикальных» PR-коммуникаций, в которых специалисты компании стоят над социумом, взаимосвязь всех участников целевой группы в Интернете, включая и PR-специалистов компании осуществляется на одном уровне – все видят мнение всех и сами активно включаются в процесс обсуждения, формируя свое мнение и влияя на мнение других;
Не монополии на источник информации. Если в реальном мире информацию о компании создавала PR-служба компании, она же, управляла ее распространением, дозированием и окраской информации, то сегодня информацию создают, распространяют многие, при чем, вес информации, исходящей от первоисточника, может быть меньше, чем значимость информации распространяемой инфлюэнсерами и просьюмерами. За внимание и доверие теперь приходится бороться;
Истинная оперативность информации. В Интернет-маркетинге теперь важно успевать контролировать информацию в онлайн-режиме и в онлайн-режиме реагировать на нее;
Эмпантия. Отношения между компанией и ее партнерами, между ней и потребителями определяются сродством потребности, общностью требований, интересов и веры. Как минимум, в чем они сходятся, так это в желании коммуницировать в цифровой среде. В процессе выстраивания общения следует понимать, сочувствовать и симпатизировать их взглядам и интересам. В процессе формирования отношений это ведет к доверительности, как информационной, так и коммерческой, что может увеличить взаимную выгоду. Что такое эмпатия – см. в словаре маркетолога.
Занимаясь цифровым PR, стоит понимать:
Инструменты цифрового PR
Основными инструментами PR в Интернете являются:
- Официальные PR-тексты;
- PR-материалы блогеров-инфлюэнсеров
- Медиарилейшнз – взаимоотношения с цифровыми СМИ;
- «Поисковая репутация» (SERM);
- Антикризисный PR как отдельная и специальная деятельность;
- Контроль за репутацией на веб-ресурсах, публикующих отзывы – реагирование и создание отзывов;
- PR в социальных сетях;
PR-тексты в Интернете размещаются прежде всего на корпоративных сайтах компаний. Однако официальный веб-сайт с официальной информацией – далеко не единственная платформа, используемая для размещения и распространения интернет-текстов в PR-коммуникации:
- Официальный сайт компании и официальные страницы в соцсетиях;
- Сайты для публикации релизов (релизоприемники);
- Новостные порталы;
- Отраслевые порталы различных сегментов рынка;
- Сайты партнеров (дистрибьютера, дилеры и покупатели в B2B);
- Сервисы электронных почтовых рассылок;
- Электронные средства массовой информации;
- Социальные сети, блоги, микроблоги и т.п.;