Цифровые каналы коммуникации
Какие каналы коммуникации задействованы в цифровом маркетинге и в чем специфика каждого из цифровых каналов?
Цифровой маркетинг предполагает многоканальную методику онлайн-коммуникаций, ориентированную на достижение конкретной аудитории с использованием мобильных и стационарных цифровых устройств: смартфона, планшета, любых стационарных цифровых исполнительных и информационных устройств, имеющих с ними связь через такие каналы, как Интернет, сотовую связь, Bluetooth, Wi-Fi и прочие проводные цифровые системы связи.
Новые коммуникационные каналы
При том, что принципы маркетинга в цифровую эпоху и маркетинговые технологии по набору элементов мало отличается от привычного маркетологам набора элементов, но вот каналы, по которым осуществляется маркетинговые коммуникации между продавцами и потребителями, между рыночными партнерами, в реальном мире и в цифровом отличаются значительно.
Что такое «каналы коммуникации» в маркетинге?
Наличие связи, между потребителем и продавцом, и канала, по средством которого эта связь осуществляется, – необходимое условие всякой коммуникационной маркетинговой деятельности. Наличие такой связи и канала позволяет осуществлять информирование, слушание, управление и диалог. Коммуникационный канал предоставляет собой материальные носители сообщений, технические устройства, предостаыляющие продавцу и потребителю средства для создания и восприятия сообщения.
Несколько каналов и интегрированные коммуникации
Компании и потребители одновременно задействуют несколько каналов коммуникации. В каждый конкретный момент времени используется самый эффективный канал коммуникации, но на протяжении всего диалога задействуются несколько каналов коммуникации – часть информации принимается и передается через одни, а часть – через используется для эффективной передачи других сообщений.
По прогнозам аналитиков Gartner Research, к 2025 году компании, задействующие более четырех цифровых каналов для взаимодействия с потребителями, будут на 300% эффективнее «одно-» и «двухканальных» конкурентов. Что это означает? Все тоже маркетинговое и классическое – маркетинг должен быть комплексным и для коммуникации с потребителями должен использовать все доступные компании каналы коммуникации. Это развеивает распространенный миф некоторых диджита-маркетологов о том, что такой канал, кака «социальные сети способны обеспечить коммуникацию» и достаточно, скажем одной рекламы в Facebook, чтобы обеспечить требуемые охваты аудитории и нужное количество контактов с потребителями.
Цифровые каналы коммуникации
Наиболее заметные изменения, которые внесли цифровые технологии в общую систему маркетинга связаны с развитием новых коммуникационных каналов:
Интернет Социальные медиа Персональные коммуникации Медиа-хостинги Облачные хранилища Цифровое вещание Гео-сервисы Умные устройства POS-терминалы Цифровая реклама в офлайн Digital-исскусство
- Интернет – продвижение в сети Интернет:
- Собственные Веб-ресурсы – присутствие в цифровой среде (визитки, профайлы);
- Упоминание на других Веб-ресурсах:
- Упоминание без ссылок;
- Ссылки на собственные веб-ресурсы;
- Поисковые системы (поисковый маркетинг):
- Ранжирование Поисковыми системами;
- Реклама в Поисковых системах;
- SERM;
- Онлайн-торговля;
- Социальные медиа;
- Цифровые Медиа:
- Цифровое (интернет, кабельное, спутниковое) вещание:
- Цифровое телевидение;
- Цифровое радио;
- Контент видео-хостингов;
- Музыкальный стриминг;
- Подкасы;
- Электронные аудио-книги.
- Серверные и облачные хранилища цифровых данных;
- Распределённые вычислительные системы (блокчейн);
- Геомаркетинг – цифровые геосервисы ( электронные карты, сервисы гео-локация и гео-таргетинга);
- Мобильный маркетинг – персональные онлайн-коммуникации, обеспечивающие:
- голосовую коммуникацию (телефония, голосовой поиск, голосовое управление),
- не голосовые коммуникации (месенджеры, почта);
- Интерактивные коммуникации:
- Интернет-игры;
- Квизы и Викторины;
- Опросы и Голосования;
- Интернет-редакторы цифровой информации;
- Слайд-шоу;
- Тайм-лайны;
- Цифровые устройства реального мира:
- Умные устройства (не как таковые, а возможность напоминания: о продлении подписки, покупки расходников и запчастей, сервисного обслуживания);
- Устройства AR;
- Терминалы цифровые:
- POS-терминалы (терминалы по продаже, приему платежей и эквайринга);
- Информационные терминалы;
- POP-терминалы (точки присутствия: цифровые витрины, включая интерактивные, информационные стенды, сервисы навигации);
- Терминалы на устройствах доступа (терминалы СКУД)
- Средства идентификации и устройства персонализации с мобильными терминалами (умные часы, цифровые пропуска, терминалы оплаты);
- Устройства воспроизводства цифрового медиа, полученного по каталам цифрового вещания:
- Мониторы «Смарт-ТВ»;
- ТВ-приставки;
- Устройства аудио-воспроизводстива цифрового контента;
- Устройства цифровой реклама в обычном мире:
- Мониторы цифровой рекламы (Indoor-, Outdoor-экраны);
- Световые Проекторы ( LED и лазерные)
- Интерактивные поверхности: (витрины, зеркала, интерактивные стены и пол),
- Цифровая реклама на цифровых устройствах реального мира (телевизоры);
- Системы и устрйоства «Умного дома»;
- Игровые консоли/приставки;
- Голосовые помощники;
- Digital-исскусство (музыка, фотография, иллюстрация, 3D-моделирование и проекутирование);
- Цифровые системы записи:
- Камеры смартфонов;
- Видео-камеры;
- Камеры СКУД
- Дроны и коптеры;
- Стрим-камеры;
Интернет, как канал коммуникации – канал и методы коммуникации двух или более коммуникаторов, опосредованные компьютерами, соединенными с помощью каналов связи и средств коммутации в единую систему для обмена сообщениями и доступа пользователей к информационным ресурсам этой сети, хранящимся распределенно на компьютерах коммуникантов.
Цифровые медиа (цифровые носители) – распространение с помощью цифровых средств специально подготовленных сообщений, представляющих социальную, коммерческую и личную информацию (от лат. communicatio - сообщение, передача, от лат. medium - промежуточное, посредствующее, посредник). Средства медиа-коммуникации: цифровые библиотеки, хостинги и стримингогвые платформы, обеспечивающие доступ к хранилищам контента в цифровом виде и возможность его воспроизведение по запросу пользователей через интернет на различных устройствах (смартфонах, беспроводных колонках, медиапроигрывателях и т.д.).
Видеохостинг – веб-сервис, позволяющий загружать и просматривать видео-контент в Инетрнет-браузере, или через специальное мобильное приложение или через специальный проигрыватель. В данном случае, каналом коммуникации является видеоряд – совокупность, последовательность изображений на видеозаписи: live-видео, панорамное видео, видео 3600, stories, stop-motion, стримы, трансляции, ролики, клипы, кино. Среди площадок за пальму первенства в просмотре live-видео борются Facebook и YouTube. Российскому зрителю они также доступны в smotrim.ru, Twitter, ВКонтакте и Instagram.
Музыкальные хостинги – веб-сервис, позволяющий загружать и прослушивать музыкальный контент в Инетрнет-браузере, или через специальное мобильное приложение или подключенную к нему, посредством Интернет, проигрывающее музыкальное устройство («умную колонку»). Хостинги музыки позволяют: скачивать, комментировать, делится музыкой, подписыватся на музыкантов, поклонников того или иного музыкального стиля.
Интерактивные коммуникации. Интерес пользователей к интерактивном коммуникациям появился с ростом вычислительной мощности компьютеров, пропускной способности сетей и возможности цифровых технологий, открывающих доступ к выбору того контента, который интересен пользователю и возможности непосредственного влияния на потребление лишь той информации, которая важна пользователю. Цифровой контент, на который может повлиять пользователь, более привлекателен чем статичный контент, подготовленный автором и предложенный ке потреблению. Каким образом это работает в целях маркетинга – это разберем позднее и детально.
Устройства и технологии дополненной реальности – от англ. augmented reality, AR — «дополненная реальность». Основная задача таких устройств – моделирование того, что отсутствует в реальности, но то, что хотелось или предполагается получить, после проведения работ. Несмотря на название, эти устройства технологии могут как привносить в реальный мир виртуальный данные, так и устранять из него объекты. Например, благодаря технологии, сегодня можно продемонстрировать заказчику несуществующие пока товары и только планируемые к реализации работы и услуги.
Как реализуется цировой маркетинг в этих каналах, мы рассмотрим подробно.