Маркетинг основанный на данных
Цифровые технологии позволяют собирать огромное количество данных о состоявшихся ранее событиях и важно не только иметь много цифр, но и уметь ими правильно распорядиться.
Почему маркетинг не может быть основан на данных?
Назвав статью «маркетинг основанный на данных», начну ее с парадоксального, впрочем, с этим сталкивается каждый маркетинговый специалист, вынужденный работать, принимать решения в цифровую эпоху:
- Статистика – это взгляд в ретроспективу. Можно посчитать и оценить то, что свершилось, но с маркетологов требуют понимание перспективы. Самое невероятное – это прогноз перспективы, на основе ретроспективных данных.
- Цифровой мир слишком молод и слишком динамичен, чтобы строить стратегию, не имея ретроспективы, сломя голову бежать за динамично меняющейся перспективой.
- Если будущее не определено, то прогнозы – это лишь вероятность наступления события и самые «лютые» математические модели лишь увеличивают точность прогноза, никак не гарантируя наступление события.
- 90% всех новаций не находят применения, устаревают до момента практической реализации или в первый этап реализации.
- Существует расхожее: «Лучше иметь ошибочные данные, чем не иметь никаких и блуждать в неведении». Вы уверены? А если цена ошибки данных – ваше личное банкротство…?
- Цифровой мир можно оцифровать. Человека в цифровом мире оцифровать нельзя! Чувства, эмоции, привязанности, взгляды и позиции, намерения и страсть – это вне сферы ответственности математики цифр.
Пошла за розовой кофточкой, но никак не смогла отказать себе в этой лиловой сумочке. Походу, перемерила все, во что влезла моя задница. Туфли купила. Супер!
Проблема прогнозирования будущего
Цифровые технологии позволяют собирать огромное количество данных о состоявшихся ранее контактах, покупках, из профилей пользователей, – данных о местоположении и статистике использования, с которыми пользователи взаимодействуют, и многих других. Но сами по себе эти данные только говорят нам, что произошло в прошлом и совершенно не позволяют о чем либо судить в будущем.
К примеру, зафиксированная положительная реакция пользователя на рекламу (клик, переход, прочтение, длительность сессии) не позволяет сколь-нибудь основательно утверждать, что показанный в рекламе товар, этот пользователь не купил еще вчера (или еще вчера не передумал покупать), а значит все последующие рекламные коммуникации с ним будут бессмысленны, а затраты на рекламу, приходящиеся на этого пользователя – не эффективны.
Полагание на данные из прошлого – это самая большая проблема использования данных в целях маркетинга. О будущем можно лишь догадываться, строя прогнозные модели, вероятности и фантазируя.
Именно поэтому, маркетинг, основанный на данных, не более умен, чем человек, строящий прогнозы на цифрах, полученных из прошлого – если созданные им алгоритмы позволяют прогнозировать с той или иной вероятностью, то именно с этой же верой к прогнозированным событиям и стоит относиться. Фантазии IT-специалистов о больших вычислительных мощностях, самообучаемом искусственном интеллекте или нейронных вычислительных сетях, – все так же разбиваются о необходимость и неумение построения алгоритмов вычисления, в основе которых достоверные прогнозные модели.
Можно все Землю нашпиговать станциями наблюдения за погодой. Можно иметь многотысячную армию метеорологов. Наверное, нужно иметь вычислительные центры, способные обрабатывать огромные массивы поступающих данных. В помощь им, высококлассные программисты и аналитики. Все это щедро финансируется в размере многих миллиардов, выделенных из государственных бюджетов. Но точность прогноза на неделю – это все еще недостижимая задача. И прежде чем сколь-нибудь серьезно говорить о маркетинговом прогнозировании будущих событий, научитесь вначале прогнозировать погоду!
Мусор на входе – ошибки на выходе
Любой знакомый с информатикой, аналитикой данных понимает, что качество входящих цифровых данных и их достоверность – первейшая вещь. Очень просто накапливать данные, но вот как быть уверенным в том, что собрали вы то, там и о том?- Вы хотите получать данные из интернета? Замечательно. Любой бот способен генерировать трафика и данных на порядки больше, чем это наплодит ваша целевая аудитория! По оценке американской организации Association of National Advertisers, в 2015 году бренды потратили на закупку фальшивого, несуществующего трафика $7,2 млрд, а в прошлом году показатель вырос до $10 млрд.
- Компания CNBC подсчитала, что в 2016-м до 20% выделяемых на интернет-рекламу бюджетов были потрачены на трафик, который генерировали боты (англ. non-human traffic).
- 90% пабликов, групп, страниц социальных сетей состоят из мертвых аккаунтов, ботов, хайперов и хейтров, никогда и не собирающихся что-либо у вас покупать.
- Датчики на входе в магазин? Да весь персонал, периодически выходящий курить, нагенерирует посещения вашего магазина столько, что сделает эти данные бессмысленными. Праздно болтающиеся по торговому центру и периодически заходящие в ваш магазин "не покупатели" окончательно добьют идею "подсчитать магазинный трафик". Вы говорите, что эти цифры "праздных" можно спрогнозировать моделью и отсечь? Замечатльно, но как увидеть и отсечь рост "праздных", вызванный ATL-рекламной этого ТЦ или якорного арендатора? А если одновременно с этим идет и ваша массовая реклама?
- Логичное машинное программирование никак не учтет тот факт, что "лайки" люди ставят не всегда выражая этим одобрение. Делают они это: из жалости, спонтанно, по привычке, из-за одобрения самого автора, а не его конкретного мнения, лайкают и боты и т.п.
Обобщение исключает персонализацию
Мы ожидаем, что цифровые технологии помогут предсказывать намерения потребителей и действовать в соответствии с тем, что они «прочли» в поведении людей, их реакциях и не высказанных потребностях. Это невозможно по многим причинам. В первую очередь, потому что информация обобщается. Цифровые технологии позволяют вести коммуникации с огромным количеством пользователей, но в основе маркетинговых коммуникаций – все тот же немногочисленный штат сотрудников отдела маркетинга, физически не успевающий и психологически не способный вести коммуникации с слишком разными потребителями. в этом причина массового маркетинга, когда вынужденно, маркетинговые специалисты:
- Работают с группами потребителей, сегментируя их по условно схожим признакам;
- Работают только с целевой аудиторией, эффективная отдача от которой высока и выше, чем от остальных групп потребителей.
Безусловно, автоматизация дает свои плоды и позволяет упростить коммуникацию с каждым из потребителей, но истинная персонализация потребует качественного скачка цифровых технологий. Сегодня же, с каждым уровнем персонализации будет создаваться впечатление, что цифровая технология и прикрученный к ней «искусственный интеллект», в роде бы как действительно «знают» пользователя.