Поинт оф сейл (POS)
POS (point of sale, поинт оф сейл) — точка продаж. В широком смысле, POS — место, в котором продавец продаёт а покупатель принимает решение о покупке товара: розничные магазины широкого ассортимента товаров, рынки, бутики, магазины сетевого ритейлы, специализированные магазины и проч..
POS, с точки зрения маркетинга, представляет собой совокупность торгового оборудования для выкладки и демонстрации товара, торговые терминалы, прикассовую зону, а также рекламно-информационные средства, стимулирующие покупку товара в месте продажи. Торговый зал, как точка продаж, – это то место, где покупатель делает свой выбор в сторону покупки, попадая под влияние рекламируемого товара. В маркетинге, POS применяется в качестве маркетингового инструмента для стимулирования сбыта. Маркетологи давно использует такое рекламное воздействие товара на потенциального покупателя в своей практике. POS же не воспринимаются покупателями как привычное место для рекламы, а значит и доверие покупателя к рекламе в местах продаж выше. Таким образом, борьба за потребителя постепенно переходит от СМИ к прилавку торговой точки.
Функции POS с точки зрения маркетинга:
- предоставление покупателю возможности выбора различных товаров;
- информирование покупателей - подтверждение присутствия товара в данной торговой точке;
- коммуникативная функция - сообщение информации о товаре;
- ориентирование - помощь покупателю в поиске товара среди прочих в месте продаж.
- зонирование торговой зоны - разбиение торгового пространства на отделы.
- мотивирование покупателей - побуждение потребителей к совершению покупки;
- экспонирование товара - привлечение к товару дополнительного внимания за счет выделения места его выкладки.
- брендинг - напоминание о существовании товара, закрепление ассоциаций.
POS материалы — это маркетинговые инструменты, способствующие продвижению бренда и товара в местах продаж.
Основная задача POS материалов:
- мягко и ненавязчиво стимулируют к покупке;
- помочь не запутаться в ассортименте товаров.
Виды POS-материалов по месту размещения в точках продаж:
- материалы, размещаемые в зоне наружного оформления;
- материалы для входной группы точки продаж;
- информационные материалы в торговом зале;
- оформление места выкладки товара;
- оформление прикассовой зоны.
POS-терминал — это торговый терминал (программно-аппаратный комплекс для торговли или АРМ кассира), установленный на месте, где кассир осуществляет приём платежей от клиентов.