Бренд и брендинг
Бренд возникает, при знакомстве с продуктом и сохранении в памяти некоторых сильных, благоприятных и уникальных личных ассоциаций с брендом.
Помимо большого количества осязаемого и материального капитала (средства производства, товары, финансы), есть один важный нематериальный капитал – это бренд.
Бренд (отличимое и выделяющее предмет имя) может быть:
- у компании;
- продукта;
- места;
- события;
- концепции
- у отдельного человека.
Бренд, в сознании людей: потребителей, партнеров, адвокатов бренда, заинтересованных сторон коммерческих отношений, создает именованному предмету особую индивидуальность и ценность.
Бренд – это не просто название, а совокупность многого – материальных и нематериальных атрибутов.
Зачем нужны бренды?
Бренд наделяет продукт дополнительными преимуществами:
- Брендинг облегчает запоминание, тем самым способствуя предпочтительному выбору;
- Чему-либо знакомому выше доверие и лояльность;
- У бренда больше не просто доверия, но такого доверия, которое труднее разрушить ошибками, негативным опытом взаимодействия;
- Популярные бренды привлекательны для человека, если бренды привлекательны для социальной среды, частью которой является человек;
- Следствием выше перечисленного является то, что продукты под брендами проще и дороже продаются;
- Каждый последующий вновь создаваемый под именем бренда продукт наследует популярность бренда, а значит усилий по продвижению и средств для продвижения такой новинки требуется меньше;
- Продукты имеют конечные жизненные циклы – бренды могут существовать вечно.
Последнее утверждение было сделано в 1931 году Нилом Макэлроем руководителем Procter & Gamble Co., когда он выдвинул идею о том, что каждый бренд в компании по производству упаковочных товаров должен управляться командой, единственной целью которой является продвижение этого бренда на позицию № 1 в своей категории.
Как бренд дополняет продукт
Бренд, формально, позволяет отличить товары и услуги от других и другого производителя. Впрочем, это важная, но не основная функция. Бренд служит ярлыком или красивой, понятной, узнаваемой и запоминаемой «упаковкой» для компаний или, прежде всего, для ее товаров или услуг, позволяющей привлечь к ним внимание целевых групп. Бренд фактически наполняет продукт для потребителя дополнительными ценностями, что притягивает потребителя, усиливает его стремление к продукту.
Фирменные товары не следует путать с продуктами, поскольку между ними существуют значительные различия в сознании потребителей:
Продукт:
- существует на реальном уровне,
- у него есть неизбежные недостатки,
- у него есть общие, со схожими продуктами, характеристики,
- его покупка рационально обоснована,
- его покупку можно обосновать,
- он обладает основными преимуществами.
С другой стороны,
Бренд:
- не существует в реальном мире – его нельзя потрогать
- существует в сознании потребителя – на уровне восприятия,
- у него есть соответствующие характеристики,
- у него есть уникальность, по-настоящему понятная только уникуму (уникальное – для одного),
- покупка отбрендованного эмоционально обоснована,
- он имеет коннотативный характер – бренд отражает не сами предмет, а определённое отношение к нему,
- он не обладает самостоятельной ценностью для потребителя,
- он предлагает дополнительные, к основным, преимущества.
Преимущества бренда
- Бренд является средством коммуникации – о нем говорят, в первую очередь, затем – о продукте под именем этого бренда, затем – о ценах и об условиях продажи/покупки.
- Бренд, по тем же причинам, существует в сознании не только потребителей, но и посредников в маркетинговом канале и помогает продвижению в канале продаж между поставщиком и его клиентами
- Бренд создает положительную дифференциацию от конкурентных предложений благодаря своей способности помогать различать продукты,
- Бренд вызывает развитие предпочтений у клиентов, он позволяет достичь лояльности клиентов и даже зависимость,
- Бренд создает свободу ценообразования – можно продавать товары дороже, и эта дороговизна компенсируется большей ценностью для потребителей,
- Бренд обеспечивает экономический успех компании, за счет больших продаж и большей прибыльности продаж единицы отбрендованной продукции.
- Бренд заявляет о безопасности покупки, гарантиях,
- Бренд продвигать эффективнее, в качестве противовес стратегии уступкам цены, он позволяет выстраивать коммуникацию с потребителями проще, быстрее,
- Бренд дарит больше удовлетворенной потребности, больше вероятность оправданных ожиданий потребителей за счет создания дополнительной выгоды.