Введение в «Основы маркетинга»
Добро пожаловать в курс «Основы маркетинга». С этой небольшой главы мы начнем с вами изучать практику, свод законов, принципов и философию того, что называют маркетинг.
Добро пожаловать в Маркетинг!
Маркетинг – это рыночная деятельность. Это, полагаю, понятно каждому. Большинство же людей связывают маркетинг лишь с видимым и им понятным – с областью потребительских товаров, где все, от товара на полках и до телевизионной рекламы, является частью маркетингового процесса – все направлено на информирование потенциальных клиентов о продукте или услуге. Однако маркетинг является частью каждой сделки по обмену товаров на деньги, будь-то штучные продажи товаров народного потребления или многоступенчатые сделки по продаже товаров для производства. Маркетинг может быть сосредоточен:
- на коммерческих операциях (например, представитель компании-разработчика программного обеспечения пытается продать программное обеспечение компании) или
- некоммерческих операциях (например, индивидуальный маркетинг себя как потенциального сотрудника).
- сложных операциях, преследующих коммерческие и некоммерческие цели (например, маркетинг территории – это деятельность в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании и инвестициях которых заинтересована территория).
Можно ли сказать, что маркетинг – это что-то происходящее с компанией на рынке или это еще и огромная исследовательская работа, создание новых продуктов, формирование общественных отношений и ценностей?
Что же такое маркетинг?
Как он может быть определен? Решающим моментом является то, что маркетинг – это не просто отдельный рекламный ролик, предложение по электронной почте или личная продажа. Маркетинг – это процесс. Единичные события и процессы, только что упомянутые, – это всего лишь небольшие фрагменты маркетинговых усилий компании или отдельного человека в большой комплексной работе.
Американская ассоциация маркетинга определяет маркетинг следующим образом:
Маркетинг - это деятельность, набор институтов и процессов для создания, коммуникации, предоставления и обмена предложениями, которые имеют ценность для покупателей, партнеров и общества в целом.
Филип Котлер, всемирно известный маркетолог, консультант и профессор, уточняет:
Маркетинг выявляет неудовлетворенные потребности и желания. Он определяет, измеряет и количественно оценивает размер выявленного рынка и потенциал прибыли. Он определяет, какие сегменты компания способна обслуживать лучше всего, а также разрабатывает и продвигает соответствующие продукты и услуги.Филип Котлер
Три уровня маркетинга
В отличие распространенного еще в 19 веке понимания маркетинга, как деятельности на рынке (глагол с «ing-овым окончанием) с целью осуществление более эффективных продаж, где-то между 1906 и 1911 годами 20 века, «маркетинг» стал пониматься, как философия, отношение к окружающей бизнес реальности и наука, а слово «маркетинг» стало использоваться в качестве существительного, обозначающего предмет изучения. То, что вы будете изучать, одновременно:
- маркетинг – это философия;
- маркетинг – это набор принципов и законов, объединенных в концепцию;
- маркетинг – это практическая деятельность.
Четыре компонента маркетинговой деятельности
Если вы внимательно прочтете определение, то увидите, что существует четыре вида деятельности, или компонента, маркетинга:
• Создание. Процесс сотрудничества с поставщиками, партнерами и потребителями для создания ценных для рынка предложений.
• Коммуникация. В широком смысле, формулирование ценных предложений, на основе понимания потребности потребителей, умений вести диалог, знаний в области социологии, психологии и антропологии.
• Доставка. Предоставление этих предложений потребителю таким образом, чтобы эти предложения были доставлены вовремя, в нужном месте; чтобы они были услышаны, поняты и вызвали нужную ответную реакцию; чтобы сделано это было максимально эффективным образом.
• Обмен. Все ранее описанное – созданное и существенное, должно заканчиваться товарно-денежным обменом, существенным с непременной выгодой для компании и потребителей.
В процессе маркетинга:
- изучают способности своих компаний, чтобы опираясь на них эффективно предлагать рынку то, что компания может делать лучше всего;
- понимают желания и требования рынка, образованного конкурентными продавцами, покупателями и посредниками;
- следуют потребностям потребителей, чтобы определить, каких наиболее важных и прибыльных для себя потребителей компания хочет и может обслуживать и как они хотят, чтобы их продукты воспринимались этими клиентами.
- предпринимают комплексные усилия, чтобы реализовать способности своей компании, в условиях, предоставляемых возможностями рынка, чтобы удовлетворить потребности потребителей.