Кто такой маркетолог?
Маркетолог лишь тот, кто понимает, как его труд помогает росту удовлетворения потребителей.
Психофизика маркетолога
Если основная задача маркетинга удовлетворять потребности потребителей и устранять барьеры, мешающие продавать продукты компании, то сколько бы сотрудников не числилось в отделе маркетинга, но...
Маркетологи склонны думать иначе, чем другие люди в компании. Это происходит потому, что они гораздо больше заботятся о людях, и особенно о людях вне компании, чем, скажем другие ответственные и значимые для компании сотрудники: финансовый менеджер или менеджер по производству.
Маркетологи, как правило, склонны к риску: они более готовы попробовать что-то новое, потому что это, как правило, единственный способ установить конкурентное преимущество перед другими фирмами – следовать стандартному, испытанному и проверенному подходу означает просто копировать то, что сделали другие люди, что не принесет никакого преимущества.
По этой причине, маркетологи склонны к творчеству и инновациям. Маркетологи часто считают, что у них есть здравый смысл: в конце концов, если компания не заботится о своих клиентах, клиенты скоро найдут кого-то, кто это будет делать и найти может их в другой компании, где и потратит свои деньги, покупая конкурентное вашему продукту.
Для маркетолога это кажется очевидным, но не для менеджеров из других дисциплин – они видят маркетологов, как тех, кому платят за то, чтобы они находили покупателей на продукты, которые компания уже поставляет.
Если бы поменять местами бухгалтеров двух компаний в одной и той же отрасли, они почти наверняка смогли бы продолжать свою работу без перерыва: то же самое можно было бы сказать и о юристах или административном персонале компаний.
Однако если поменять маркетологов, то они были бы вынуждены долго вникать в особенности маркетинга новой компании, потому что на новом месте, маркетолог должен хорошо понимать своего потребителя, следовать совершенно другой программе разработки и поддержки нового продукта, продвижения, ценообразования и т. д. Это происходит потому, что каждый маркетолог стремится отличить свою компанию от всех остальных на рынке, чтобы уменьшить (или, по крайней мере, обойти) конкуренцию.
Не маркетологи…
В последние годы, новые технологии трудоустроили в маркетинге огромную армию IT-шников – по складу мышления, в силу привычки еще с детских лет быть «на ты» с информационными технологиями и электронными средствами коммуникации, они «ни ухо не рыло», ни в маркетинге, ни в рекламе, ни в психологии межличностных коммуникаций, ни в экономике продаж.
Это огромное количество пришлых людей, генерируют сегодня много цифр; цифры – единственная доступная для них метрика, которой они пытаются померить все: отношения и зависимость, любовь и привязанность, деньги и качество выполненной работы.
Цифры генерируют много беготни (чаты, скрипты, авторассылки, «автоматические воронки», «биг-дата»).
Беготню за технологиями и цифрами они объясняют: «Вау! Это же прорывная технология», она «предиктивно» и «сквозно-аналитически», «таргетированно» вытащит что-то из «биг-дата» и даст компании «прибыли» (о прибыли они тоже представления не имеют).
В результате, с точки зрения маркетинга, эффективность их «беготни» нулевая, потому что их беготня – не за потребителем, а за цифрой.
Как следствие увлечения технологиями огромного числа случайных для маркетинга людей, коллекционирования» ими цифр, и размещения рекламы, без понимания сути маркетинга, дотянуться до людей стало проще, но потребитель тебя уже не слушает– хоть кричи в ухо, хоть заигрывай, хоть даром отдавай.
Маркетинг – это не технологии, это люди, отношения между ними, их потребности, желания и большое стремление сделать для них лучше и больше, по отношению к тому, что сейчас есть. Если технологии в этой работе помогают – путь будут самые современные технологии, но в начале – потребители товаров и услуг!
Есть хороший пример объясняющий тот факт, что не все маркетологи из тех, кто трудоустроился в этой сфере:
SMMщик, контент-маркетолог, директ-маркетолог, ивент-маркетолог, видео-маркетолог, контент-маркетолог… Попробуйте убрать из названия этих профессий слово «маркетолог». Что останется? Останется сотрудник делающий рекламу, организующий мероприятия, снимающий видео, писатель текстов, фотограв, видеограф – вот нормальное название для этих профессий и зачастую все эти профессионалы своего дела имеют лишь косвенное отношение к маркетингу.
Не маркетологи:
- закупщики рекламных мест на площадках Яндекса – это просто операторы личных кабинетов Яндекса;
- писатели корпоративных текстов – просто копирайтеры и рерайтеры;
- расклейщики рекламных объявлений – просто раслейщики;
- постеры в соцсетях – социальные журналисты;
- разработчики CRM, чат-ботов, корпоративных сайтов и интернет-магазинов – IT-специалисты, в самом прямом смысле.
Если человек красит стены офиса в фирменные цвета бренда, то вряд ли простой маляр занимается «визуальным маркетингом». Человек, что на условиях аукциона выставляет ставки в «Яндекс Директе» – это закупщик рекламных мест для рекламных контактов. Оператор, снимающий корпоративное видео и фотограф, делающий фотографии продукции – это творческие люди, но к маркетингу они отношения имеют малое. Они, как кондиционер в отделе маркетинга, – лишь обслуживают работу маркетингового специалиста.
- как растет удовлетворенность потребителей от продаваемых товаров и услуг;
- как сокращается дистанция между производителем и потребителем;
- как устраняются сбытовые барьеры – чем его работа помогает продавцам и покупателям…
И замечательно если он еще и «на ты» с информационными технологиями и владеет навыками видео-съемки, написания текстов, размещения рекламы.