Кто такой маркетолог?

Маркетолог лишь тот, кто понимает, как его труд помогает росту удовлетворения потребителей.

Психофизика маркетолога

Психофизика — область психологии, изучающая взаимодействие между физическими процессами (тем, что делаешь) и субъективными ощущениями (как ты воспринимаешь и оцениваешь то, что делаешь).

Если основная задача маркетинга удовлетворять потребности потребителей и устранять барьеры, мешающие продавать продукты компании, то сколько бы сотрудников не числилось в отделе маркетинга, но...

Маркетолог лишь тот, кто понимает, что его устремления направлены на потребителей и как именно его труд способствует росту удовлетворенности потребителей.

Маркетологи склонны думать иначе, чем другие люди в компании. Это происходит потому, что они гораздо больше заботятся о людях, и особенно о людях вне компании, чем, скажем другие ответственные и значимые для компании сотрудники: финансовый менеджер или менеджер по производству.

Маркетологи, как правило, склонны к риску: они более готовы попробовать что-то новое, потому что это, как правило, единственный способ установить конкурентное преимущество перед другими фирмами – следовать стандартному, испытанному и проверенному подходу означает просто копировать то, что сделали другие люди, что не принесет никакого преимущества.

Если каждый день делать тоже самое, то глупо ждать другого результата!

По этой причине, маркетологи склонны к творчеству и инновациям. Маркетологи часто считают, что у них есть здравый смысл: в конце концов, если компания не заботится о своих клиентах, клиенты скоро найдут кого-то, кто это будет делать и найти может их в другой компании, где и потратит свои деньги, покупая конкурентное вашему продукту.

Для маркетолога это кажется очевидным, но не для менеджеров из других дисциплин – они видят маркетологов, как тех, кому платят за то, чтобы они находили покупателей на продукты, которые компания уже поставляет.

Если бы поменять местами бухгалтеров двух компаний в одной и той же отрасли, они почти наверняка смогли бы продолжать свою работу без перерыва: то же самое можно было бы сказать и о юристах или административном персонале компаний.

Однако если поменять маркетологов, то они были бы вынуждены долго вникать в особенности маркетинга новой компании, потому что на новом месте, маркетолог должен хорошо понимать своего потребителя, следовать совершенно другой программе разработки и поддержки нового продукта, продвижения, ценообразования и т. д. Это происходит потому, что каждый маркетолог стремится отличить свою компанию от всех остальных на рынке, чтобы уменьшить (или, по крайней мере, обойти) конкуренцию.

Не маркетологи…

В последние годы, новые технологии трудоустроили в маркетинге огромную армию IT-шников – по складу мышления, в силу привычки еще с детских лет быть «на ты» с информационными технологиями и электронными средствами коммуникации, они «ни ухо не рыло», ни в маркетинге, ни в рекламе, ни в психологии межличностных коммуникаций, ни в экономике продаж.

Это огромное количество пришлых людей, генерируют сегодня много цифр; цифры – единственная доступная для них метрика, которой они пытаются померить все: отношения и зависимость, любовь и привязанность, деньги и качество выполненной работы.

Цифры генерируют много беготни (чаты, скрипты, авторассылки, «автоматические воронки», «биг-дата»).

Беготню за технологиями и цифрами они объясняют: «Вау! Это же прорывная технология», она «предиктивно» и «сквозно-аналитически», «таргетированно» вытащит что-то из «биг-дата» и даст компании «прибыли» (о прибыли они тоже представления не имеют).

В результате, с точки зрения маркетинга, эффективность их «беготни» нулевая, потому что их беготня – не за потребителем, а за цифрой.

Как следствие увлечения технологиями огромного числа случайных для маркетинга людей, коллекционирования» ими цифр, и размещения рекламы, без понимания сути маркетинга, дотянуться до людей стало проще, но потребитель тебя уже не слушает– хоть кричи в ухо, хоть заигрывай, хоть даром отдавай.

Маркетинг – это не технологии, это люди, отношения между ними, их потребности, желания и большое стремление сделать для них лучше и больше, по отношению к тому, что сейчас есть. Если технологии в этой работе помогают – путь будут самые современные технологии, но в начале – потребители товаров и услуг!

Есть хороший пример объясняющий тот факт, что не все маркетологи из тех, кто трудоустроился в этой сфере:

Кондиционер, что весит на стене в отделе маркетинга – не маркетолог, даже если он работает в отделе маркетинга лет десять

SMMщик, контент-маркетолог, директ-маркетолог, ивент-маркетолог, видео-маркетолог, контент-маркетолог… Попробуйте убрать из названия этих профессий слово «маркетолог». Что останется? Останется сотрудник делающий рекламу, организующий мероприятия, снимающий видео, писатель текстов, фотограв, видеограф – вот нормальное название для этих профессий и зачастую все эти профессионалы своего дела имеют лишь косвенное отношение к маркетингу.

Не маркетологи:

  • закупщики рекламных мест на площадках Яндекса – это просто операторы личных кабинетов Яндекса;
  • писатели корпоративных текстов – просто копирайтеры и рерайтеры;
  • расклейщики рекламных объявлений – просто раслейщики;
  • постеры в соцсетях – социальные журналисты;
  • разработчики CRM, чат-ботов, корпоративных сайтов и интернет-магазинов – IT-специалисты, в самом прямом смысле.

Если человек красит стены офиса в фирменные цвета бренда, то вряд ли простой маляр занимается «визуальным маркетингом». Человек, что на условиях аукциона выставляет ставки в «Яндекс Директе» – это закупщик рекламных мест для рекламных контактов. Оператор, снимающий корпоративное видео и фотограф, делающий фотографии продукции – это творческие люди, но к маркетингу они отношения имеют малое. Они, как кондиционер в отделе маркетинга, – лишь обслуживают работу маркетингового специалиста.

Можно делать что-то очень важное и нужное компании, но только те сотрудники, кто понимает:
  • как растет удовлетворенность потребителей от продаваемых товаров и услуг;
  • как сокращается дистанция между производителем и потребителем;
  • как устраняются сбытовые барьеры – чем его работа помогает продавцам и покупателям…
… только такого сотрудника компании, в каком бы отделе он не работал, называют «маркетолог» или «маркетинговый специалист»!

И замечательно если он еще и «на ты» с информационными технологиями и владеет навыками видео-съемки, написания текстов, размещения рекламы.

  6.02K просмотров