Кто такой маркетолог?

Маркетолог лишь тот, кто понимает, как его труд помогает росту удовлетворения потребителей.

Психофизика маркетолога

Психофизика — область психологии, изучающая взаимодействие между физическими процессами (тем, что делаешь) и субъективными ощущениями (как ты воспринимаешь и оцениваешь то, что делаешь).

Если основная задача маркетинга удовлетворять потребности потребителей и устранять барьеры, мешающие продавать продукты компании, то сколько бы сотрудников не числилось в отделе маркетинга, но...

Маркетолог лишь тот, кто понимает, что его устремления направлены на потребителей и как именно его труд способствует росту удовлетворенности потребителей.

Маркетологи склонны думать иначе, чем другие люди в компании. Это происходит потому, что они гораздо больше заботятся о людях, и особенно о людях вне компании, чем, скажем другие ответственные и значимые для компании сотрудники: финансовый менеджер или менеджер по производству. 

Маркетологи, как правило, склонны к риску: они более готовы попробовать что-то новое, потому что это, как правило, единственный способ установить конкурентное преимущество перед другими фирмами – следовать стандартному, испытанному и проверенному подходу означает просто копировать то, что сделали другие люди, что не принесет никакого преимущества. 

Если каждый день делать тоже самое, то глупо ждать другого результата!

По этой причине маркетологи склонны к творчеству и инновациям. Маркетологи часто считают, что у них есть здравый смысл: в конце концов, если компания не заботится о своих клиентах, клиенты скоро найдут кого-то, кто это будет делать и найти может их в другой компании, где и потратит свои деньги, покупая конкурентное вашему продукту. 

Для маркетолога это кажется очевидным, но не для менеджеров из других дисциплин – они видят маркетологов, как тех, кому платят за то, чтобы они находили покупателей на продукты, которые компания уже поставляет. 

Если бы поменять местами бухгалтеров двух компаний в одной и той же отрасли, они почти наверняка смогли бы продолжать свою работу без перерыва: то же самое можно было бы сказать и о юристах или административном персонале компаний. 

Однако если поменять маркетологов, то они были бы вынуждены долго вникать в особенности маркетинга новой компании, потому что на новом месте, маркетолог должен хорошо понимать своего потребителя, следовать совершенно другой программе разработки и поддержки нового продукта, продвижения, ценообразования и т. д. Это происходит потому, что каждый маркетолог стремится отличить свою компанию от всех остальных на рынке, чтобы уменьшить (или, по крайней мере, обойти) конкуренцию.

Не маркетологи…

В последние годы, технологии трудоустроили в маркетинге огромную армию IT-шников –  по складу мышления, в силу привычки, еще с детских лет, быть «на ты» с информационными технологиями и электронными средствами коммуникации: с компьютерами, чатами, цифровыми данными и личными кабинетами. Они «ни ухо не рыло», ни в маркетинге, ни в рекламе, ни в психологии межличностных коммуникаций, ни в экономике. 

Это огромное количество пришлых людей, генерируют сегодня много цифр; цифры – единственная доступная для них метрика, которой они пытаются померить все: отношения и зависимость, любовь и привязанность, деньги и качество выполненной работы. 

Цифры генерируют много беготни (чаты, скрипты, авторассылки, «автоматические воронки» и «директ-СПАМ»). 

Беготню они объясняют: «Вау! Это же прорывная технология», она «предиктивно» и «сквозно-аналитически», «таргетированно» вытащит что-то из «биг-дата» и даст нам «много ROI» (о ROI в маркетинге).

В результате того, что они делают, с точки зрения маркетинга,  эффективность нулевая, потому что беготня – не за потребителем, а за цифрой

Как следствие увлечения технологиями,  коллекционирования цифр, без понимания сути маркетинга, дотянуться до потребителя стало проще, но он тебя уже не слушает– хоть ори в ухо, хоть заигрывай, хоть даром отдавай.

Маркетинг – это не технологии, это люди, отношения между ними, их потребности, желания и большое стремление сделать для них лучше и больше, по отношению к тому, что сейчас есть. Если технологии в этой работе помогают – путь так, но в начале – люди.

Есть хороший пример объясняющий тот факт, что не все, кто пытается заработать на потребителях – маркетологи:

Кондиционер, что весит на стене в отделе маркетинга – не маркетолог, даже если он работает в отделе лет десять.

SMMщик, контент-маркетолог, директ-маркетолог, ивент-маркетолог, видео-маркетолог, контент-маркетолог… Попробуйте убрать из названия этих профессий слово «маркетолог». Что останется? Сотрудник делающий рекламу, организующий мероприятия, снимающий видео, писатель текстов – вот нормальное название для этих профессий и зачастую все эти профессионалы своего дела имеют лишь косвенное отношение к маркетингу. 

Не маркетологи: 

  • закупщики рекламных мест на площадке Facebook
  • писатели корпоративных текстов;
  • расклейщики рекламных объявлений;
  • постеры в соцсетях;
  • операторы баз данных;
  • операторы личных кабинетов по массовой закупке рекламных мест на площадках РСЯ Яндекса;
  • разработчики CRM, чат-ботов, корпоративных сайтов и интернет-магазинов.

Если человек красит стены в фирменные цвета бренда, то он занимается «визуальным контент-маркетингом» что ли? Кто в здравом уме называет маляра маркетологом? Человек, что на условиях аукциона выставляет ставки в «Яндекс Директе» – это, в лучшем случае, рекламный специалист. Оператор, снимающий корпоративное видео и фотограф, делающий фотографии продукции – это творческие люди, но к маркетингу они отношения имеют малое. Они, как кондиционер, лишь обслуживают работу маркетингового специалиста. 

Попробуйте из названия должности «маркетинг-менеджер» убрать «маркетинг»! Что останется? 

Эта должность перестанет существовать, ибо сама суть работы этого специалиста – управлять маркетингом. Именно этот сотрудник организует работу всех перечисленных «помощников», которые коллективно и каждый на своем месте, как-либо соучаствует в решении задачи «удовлетворить потребность потребителя в товарах и услугах».

Можно делать что-то очень срочное и важное, нужное компании, но только если понимаешь:
  • как растет удовлетворенность потребителей в товарах и услугах; 
  • как сокращается дистанция между производителем и потребителем; 
  • как устраняются сбытовые барьеры и чем твоя работа помогает продавцам и покупателям…
… только такого сотрудника компании, в каком бы отделе он не работал, называют «маркетолог» или «маркетинговый специалист»! И замечательно если он еще и «на ты» с информационными технологиями.

  4 293 просмотра



Поделиться: