Концепция маркетинга и философия маркетинга

Что же такое маркетинг? Несмотря на сотни маститых теоретиков, тысячи книг и миллионы практиков, ответ на этот вопрос по-прежнему является критическим для каждого из нас

Концепция маркетинга

Определившись с философскими аспектами маркетинга, стоит спустится к практическому следствию философии – концепции маркетинга – специфическими методами, с помощью которых маркетолог стремится понять и удовлетворить потребности потребителей. Распространенной ошибкой является путаница маркетинга с одним из его подразделов, таких как, например: реклама и продвижение, дистрибьюция (распространение), разработка продукта или ценообразование. Действительно, маркетинг предполагает выполнение этих работ, но в конечном счете, маркетинг – это система обеспечения выполнения работ, наиболее эффективным образом и в их оптимальном сочетании. 

Оптимумом является наиболее эффективное проведение этих работ, способное обеспечить товарно-денежный обмен между производителями, продавцами, покупателями и потребителями. Так уж пошло из иностранной литературы по маркетингу, что одновременное и взаимосвязанное проведение работ стали называть «микс» работ – это не просто «смешение», а точное дозирование ингредиентов и усилий, оптимально сочетающихся и, с высокой долей вероятности, приводящих к удовлетворяющего всех участников товарно-денежного обмена.

Концепция «Маркетинг-Микс» (обычно называют маркетинговым комплексом) – набор маркетинговых инструментов, которые менеджер комбинирует определенным образом, чтобы справиться с конкретной маркетинговой ситуацией и эффективно привести участников к товарно-денежному обмену.

Нил Х. Борден определил такой необходимый комплекс («микс») маркетинговых методов (Borden 1964):

  1. Планирование продукта;
  2. Ценообразование;
  3. Брендинг;
  4. Каналы дистрибуции;
  5. Личные продажи;
  6. Реклама;
  7. Стимулирование продаж;
  8. Обслуживание;
  9. Физическое распределение;
  10. Исследование рынка.

Позднее, Э. Джером Маккарти переосмыслил это сократив. В работе «Базовый маркетинг: управленческий подход», он фактически свел бордоновское перечисление в четыре элемента и назвал это «4Р»:

  • product,
  • place,
  • price,
  • promotion
Эта классификация прижилась в среде маркетологов и стала основополагающей.

Естественно, для практиков маркетинга, эти инструменты используются по-разному и в разном сочетании, но непременно комплексно и непременно ориентируя компанию на потребителей (см. философия маркетинга). При комплексном использовании, акценты на том или на другом инструменте маркетинга позволяют учитывать силы и обстоятельства, влияющие на компанию — поведение потребителей, посредников в маркетинговом канале, а также поведение конкурентов и государственных, отраслевых регуляторов рынка.

Таким образом, по мере того, как меняется рыночная ситуация, философия маркетолога не изменится, но маркетинговые методы операционализации этой философии, изменятся.

Концепция маркетинга – необходимое и взаимосвязанное миксование работ – должна была помочь менеджерам по маркетингу организовать свое мышление и практическую деятельность, должна была обратить их внимание на то, что только одним элементом микса, скажем, только «правильной» ценой (без взаимосвязи с другими элементами), не возможно решить задачи маркетинга, ведь удовлетворяющая всех цена, не предполагает сделки, если этих товаров нет на прилавке или если о выгоде их приобретения, потребитель не знает.

  8.04K просмотров