Социальный маркетинг

Социальный маркетинг – рыночная деятельность, приоритетом которой является улучшение жизни как отдельных людей, социальных групп, так и   общества в целом. 

Социальный маркетинг заключается в разработке компанией коммерческих программ, реализуемых в рамках государственных, муниципальных, некоммерческих и волонтерских социальных программ и социальных движений. Эти коммерческие программы встраиваются в социальные программы, реализуются в их ключе и служат, с одной стороны, коммерческой выгоде компаний, с другой –  поддержке социальных программ. Суть социального маркетинга – проследить и обеспечить взаимосвязь коммерческой и рыночной деятельности компаний с решением таких насущных для социума задач, как: поддержание и улучшение экологии, развития медицины и образования, помощь нуждающимся и благотворительность и т. д. 

Цель социального маркетинга – оказании эффективной поддержки отдельным группам населения, в первую очередь, целевым группам, тем самым, фокусируя рыночную деятельность компаний, позволяя решать экономические задачи и задачи развития бизнеса, через решение социальных задач.

Задачи социального маркетинга

Социальный маркетинг применяется для того, чтобы (а) влиять на изменение поведения, (б) использовать процесс систематического планирования, в котором применяются маркетинговые принципы и методы, (в) фокусироваться на приоритетных сегментах аудитории и (г) приносить позитивную пользу отдельным людям, компании и обществу. 

Социальный маркетинг позволяет:
  • изучить и повысить уровня восприятия неких социальных идей в определенных слоях общества;
  • позволяет продвинуть некие, важные как компании, как и социуму,  социальные ценности;
  • понимание задач и проблем социума, их решение, позволяет добиться влияния на социум;
  • качественное изменение и улучшение состояния общества позволяет решать часть рыночных и бизнес-задач;
  • их решение, в итоге, способствует повышению лояльности к бренду. 

Социальный маркетинг и выгоды. Возможно, самым сложным аспектом социального маркетинга (а также его величайшим вкладом в развитие общества, отношений, бренда, в коммерческий успех компании) является то, что он в значительной степени полагается на «поощрение хорошего поведения» (с помощью инструментов маркетингового влияния), а не на «наказание за плохое» (с помощью юридических, экономических или принудительных форм влияния). Поскольку корректировка поведения – процесс длительный, а результат накопительный, то, во многих случаях, специалисты по социальному маркетингу не могут обещать прямую выгоду или немедленную окупаемость вложений, в обмен на принятие компанией предлагаемого поведения. Именно поэтому, необходим систематический, тщательный и стратегический процесс планирования маркетинга, основанный на понимании трендов, рыночных перспектив, на желаниях, потребностях и предпочтениях приоритетных аудиторий, с учетом механизма контроля, как за решением стратегических задач, так и за краткосрочными выгодами. 

Социальный маркетинг коммерческих компаний может поощрять:
  • социальное поведения – воспроизводимое поведение в социуме (демонстративное поведение в отношении бренда); 
  • индивидуальное однократное поведение (например, присоединится к социальной кампании бренда) 
  • выработать привычку и побудить к модели поведения – повторному поведению (например, социальная программа поддержки экономики «Покупай отечественное»). 

В маркетинге социального сектора экономики. Подобно цели маркетологов коммерческого сектора, которая заключается в продаже товаров и услуг, цель маркетологов социального сектора состоит в том, чтобы успешно влиять на изменение поведения. Обычно мы хотим повлиять на приоритетную аудиторию, чтобы она сделала одну из четырех вещей: 

  1. Приобщилась к норме поведения (например, сбор пищевых отходов); 
  2. Отказалась от нежелательного поведения (например, бросила курить); 
  3. Изменила текущее поведение (например, увеличила физическую активность или уменьшите потребление жиров); 
  4. Соблюдала законы и правила поведения (например, от пользования смартфоном за рулем за рулем). 

Социальный брендинг. Под термином социальный маркетинг, также понимается работа компаний, направленная на продвижения бренда в связке с социальными ценностями, улучшение восприятия бренда, в связи с некой социальной ценностью, присущей бренду. Брендом может быть имя торговой марки, социальной программы, объекта территориального маркетинга, социальной, национальной и иных идеей.

Впервые термин сформулирован в 1971 году Филиппом Котлером, который обратил внимание теоретиков маркетинга и маркетинговой общественности на неотрывность коммерческих и рыночных задач компаний и их перспективы с решением проблем социума, а также обосновал необходимость применения социального маркетинга для устойчивого развития компании.

Социальный маркетинг – это разработка, реализация и контроль программ, рассчитанных на получение дохода от социальных услуг и включающих в себя вопросы планирования продукции, ценообразования, коммуникации, дистрибуции и маркетинговых исследований (Kotler and Zaltman, 1971).
 
В последние годы термин «социальный маркетинг» вошел в обиход маркетологов. Этот термин используется для описания использования маркетинговых технологий, практик и концепций коммерческими и некоммерческими организациями, в их рыночной деятельности.

Социальная реклама предполагает отсутствие прямого и непосредственного продвижения продукции, лишь только через призму пропаганду и продвижение социальных инициатив, программ и стратегий.

SMM (Social Media Marketing), маркетинг в социальных медиа — продвижение товаров и услуг в социальных сетях, которые воспринимаются маркетингом, как социадльные медиа.

Philip Kotler and Gerald Zaltman, “Social Marketing: An Approach to Planned Social Change,” Journal of Marketing. Vol. 35 (July 1971), p. 5.

Ссылка для цитирования:

«Социальный маркетинг» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/sotsialnyy_marketing/
  19.47K просмотров

Материалы по теме:


Поделиться: