Социальный Маркетинг
Маркетинг социальный (social marketing) - маркетинговые усилия, концентрирующиеся на разработке, реализации и контроле социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия целевой аудитории транслируемых ей социальных идей, движений или практических социальных действий. Как правило, социальный маркетинг используется государственными и общественными организациями.
- «Социальный маркетинг» (social marketing) – маркетинг социальных идей, новаций, социальных программ и социальных учреждений – компаний социального сектора экономики, здравоохранения и образования.
- «Социально-этический маркетинг» (societal marketing) – рыночная деятельность, социально-этического бизнеса, приоритетом которой является, не только прибыль компании, но и улучшение жизни как отдельных людей, социальных групп, так и общества в целом. См. что такое «социально-этический маркетинг».
- «Социальный медиа-маркетинг» (SMM, social media marketing) – промоушен деятельности компаний, ее маркетинговых продукты среди целевых групп потребителей, входящих в бо'льшие социальные группы. См. что такое SMM. Синонимы: социальный промоушен, маркетинг в социальных сетях.
Впервые термин «социальный маркетинг» сформулирован в 1971 году Филиппом Котлером, который обратил внимание теоретиков маркетинга и маркетинговой общественности на неотрывность коммерческих и рыночных задач компаний и их перспективы с решением проблем социума, а также обосновал необходимость применения социального маркетинга для устойчивого развития компании.
Социальный маркетинг – это разработка, реализация и контроль программ, рассчитанных на получение дохода от социальных услуг и включающих в себя вопросы планирования продукции, ценообразования, коммуникации, дистрибуции и маркетинговых исследований (Kotler and Zaltman, 1971).
Фиксация понимания социального маркетинга произошла в тексте Котлера и Роберто в 1989 году. Авторы отождествляют социальный маркетинг с маркетинговой кампанией, целью которой является некое социальное изменение. Социальный маркетинг определен как
Осуществление социальных изменений, улучшающих жизнь, является задачей и целью социального маркетинга.[…] Социальные изменения – организованное усилие, проводимое одной группой (агентом изменений), которое направлено на то, чтобы убедить других (целевых пользователей) принять, изменить или отказаться от определенных идей, установок, практик и поведения… (Kotler and Roberto 1989).
Цели социального маркетинга:
- достижение общественного понимания какой-либо идеи, необходимость социального одобрения задачи или программы (например: обязательность потребления определенных продуктов питания);
- побуждение к единовременному действию (участие в кампании массовых прививок);
- стремление изменить поведенческие привычки (пользование автомобильными ремнями безопасности);
- изменение основополагающих представлений (у работодателей, что труд инвалидов также может быть высокоэффективным).
При разработке социальных маркетинговых стратегий используется обычный процесс планирования маркетинговой деятельности:
- определяются цели социальных изменений;
- далее проводится анализ убеждений, отношений, ценностных представлений и поведенческих проявлений определенного общественного слоя;
- оцениваются варианты осуществления коммуникаций с данным общественным слоем, доведения до него планируемых мероприятий;
- разрабатывается план маркетинга и организуется реализация и контроль его выполнения.
Социально-этический маркетинг - (societal marketing) - подвид социального маркетинга, согласно которому организация, государственные институты принимают маркетинговые решения, исходя из долгосрочных интересов общества и потребителей, во благо самой организации (государства).