Социально-этический бизнес
Социально-этический бизнес – это бизнес-модель, в которой, наряду с экономической выгодой, на принимаемые бизнес-решения оказывают определяющее влияние: социальная справедливость, стабильное поступательное развитие и общественная подотчетности деятельности бизнеса.
Концепция «Социально-этического бизнеса» скорректировала концепцию «Экономически эффективного бизнеса», когда, не производитель и даже не отдельные, значимые для бизнеса, потребители, а социум стал диктовать рыночные отношения.
- Изначально, компании основывали свои рыночные решения, главным образом, на соображениях извлечения максимально возможной прибыли, при существующих условиях и предоставляемых рынком возможностях. Другими словами, деятельность компаний подчинялась законам экономики и предпринимательского эго, которые формировали модель бизнеса (модель заработка).
- Затем, высокая конкуренция и растущие возможности производства и технологий, привели к осознанию роли потребителя в формировании прибыли. Компании стали осознавать стратегическую значимость удовлетворения потребительских потребностей и стали подстраиваться под потребности потребителей.
- Продолжающийся рост конкуренции и становление концепции «Стратегического планирования» привели к осознанию важности союзов, партнерств, построения долгосрочных и взаимовыгодных связей (производитель – распределитель – ритейлер - покупатель). В результате чего и появилась концепция маркетинга.
- С развитием общественных институтов (профсоюзы, потребительские сообщества, сообщества производителей), а также с ростом общественного самосознания и возрастающей роли средств массовой информации, компании вынужденно (не по своей воли) задумались о защите собственных бизнес-интересов, от все возрастающей критики общества.
- интересы компании;
- покупательские потребности;
- интересы общества.
Благодаря принятию идеи «социально-этичного бизнеса», компании скорректировали не только бизнес-модели, но и рыночную деятельность, заменив «Товарный маркетинг» на «Социально-этический маркетинг».
Ограничения, накладываемые на бизнес концепцией «социально-этичного бизнеса»:
- Баланс выгод: компании, потребителя и общества, предполагает уступку части возможной прибыли, в пользу устойчивого развития, реализации потребности потребителей и росту общественного блага;
- Ответственность перед потребителями и обществом – это обременение: не только морально-этические переживания, но и прямые и непрямые финансовые затраты.
- Стремление к устойчивому развитию рынка и общества не позволяет, в полной мере, максимизировать прибыль «здесь и сейчас».
- Бизнес вынужденно занимается, не только инвестиционной деятельность, с целью развития бизнеса, рынка и общества, но и вынужден финансировать венчурные программы (без экономической гарантии успеха).
- Бизнес вынужденно финансирует непрофильную деятельность: социальные программы, PR-компании, участвует в государственных и муниципальных программах развития отрасли и регионов.
- и проч.
- Стабильность и предсказуемость развития;
- Защита от критики общества и потребительского экстремизма;
- Государственное и муниципальное финансирование, кредитование;
- Государство и муниципалитеты являются покупателями, производимой компанией продукцией и услуг;
- Рост потребительской лояльности, материализуемой в экономической выгоде от роста числа покупок, объема покупок, стабильности продаж;
- Рост заинтересованности в успехе бизнеса среди партнеров (государства, муниципалитетов, членов союзов, инвесторов, поставщиков, посредников, покупателей);
- и проч.