Инфоцыганщина

Инфоцыганщина (инфоцыганство) – особая, в той или иной мере, мошенническая модель заработка на продаже информации и (или) особый стиль коммуникации отдельных представителей информационного бизнеса со своими потребителями.

Инфоцыганщиной называют, как правило не саму модель заработка, а внешний признак ущербного инфобизнеса – коммуникационную модель основанную на манипуляции, когда звоном «золота» псевдо-терминов, гипнозом словоблудия и цветастостью «юбок-обещаний» продавец информации пытается скрыть мошенническую схему или ущербность модели своего информационного бизнеса.

Информация – это сведения в любом их качестве и выражении, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности и неполноту знаний об окружающем мире.

Информационный продукт – это любой физический или электронный продукт (товар или услуга), частью которого или основным содержанием которого является информация или знания.

Информационный бизнес (инфобизнес) – модель заработка, в которой предметом заработка является создание и продажа информации, как продукта (информационного продукта).

Инфоцыган – инфобизнесмен выгодопреобретатель в мошеннеческой или ущербной модели заработка на продаже информации;

Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. манипуляция нацелена на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им. Именно поэтому, признаки манипулирования не очевидны для тех, кто не видит признаков манипуляции.

С точки зрения маркетинга, информационный бизнес отличается от инфоцыганщины:

Инфобизнес – модель заработка, основанная принципах маркетинга и представляющая собой создание и продажу информационного продукта, удовлетворяющего потребности потребителя, по ценам, которые он можете себе позволить, и с продвижением, который по форме и сути позволяет принять обоснованные и удовлетворяющие потребителей решений в отношении этой информации.


Инфоцыганщина – модель заработка, основанная на манипулировании поведением людей – стимулированием потребителей покупать информацию, которая и/или:

  • не обладает ценностью для потребителей;
  • или по ценам, превышающим эту ценность;
  • потребности в которой у потребителей нет;
  • не ведет к изменению качества их жизни.
Отличие инфоцыганщины от информационного бизнеса. Есть несколько признаков, по которым инфоцыганщина диагностируется:
  1. Простое информирование, в отличии от предоставление знаний;
  2. Ограниченность информации – мало информированный и/или незаинтересованный в передаче, искажает (упускает) информацию;
  3. Манипулирование информацией и ее получателем.

Информирование кардинально отличается от предостаставления знания. С точки зрения маркетинга информирование не так важно, как знания. Информация лишь тогда является продуктом имеющим ценность и денежный эквивалент, когда она уменьшает состояние неопределенности у потребителя.

  • Информация = Данные + Ценность (ее значение)

Знания – это лишь та важная для потребителя информация, которая будет не просто принята, понята, усвоена, но которой потребитель сможет воспользоваться на практике.

  • Знания = Усвоенная информация + способность использовать ее в новых ситуациях.

Насколько информация ценна для потребителя и насколько потребитель сможет воспользоваться информацией в новых для себя условиях, чем сможет повысить качество своей жизни – это не является предметом озабоченности инфоцыган. Инфоцыганщина не предполагает оценку качества усвоенной информации; отсутствует анализ, как изменения качества знаний, так и практической применимости этих знаний у потребителей. 

В отличии от системного образования, тренинги, курсы и прочие микро-форматы передачи информации, применяемые инфоцыганами, ставят целью лишь обмен с потребителем информации на ее денежный эквивалент. 


Ограниченность знаний у тренера, учителя, консультанта. Знания – это сочетание:

  • информации; 
  • опыта; 
  • и теоретических знаний. 
Знания по существу присущи людям, которые больше склонны к добыванию, накоплению, осмыслению (переработке) знаний, чем общество в целом. Поскольку знания сложнее, чем информация, неудивительно, что знания – продукт, которым обладают небольшое число людей, остальным, проще (дешевле, быстрее) передавать информацию. Признаком инфоцыганщины является неспособность и незаинтересованность спикера, тренера, консультанта к передаче всего необходимого потребителю объема знаний.

Информационная ограниченность. Инфоцыганщине свойственно, в большей мере, транслирование информации и чужих знаний (прочел сам – пересказал аудитории, без и применения научных методов переосмысления и обработки). Признаком инфоцыганщины является неспособность спикера, тренера, консультанта к ведению диалога за пределами предмета диалога.

Отсутствие надлежащего опыта. Речь идет о достаточном по объему, релевантном области применения этого опыта потребителем Например, опыт продаж молочной продукции не применим на практике при продажах оборудования.

Отсутствие фундаментальных знаний и склонность, на этом фоне, к эмпиризму, –  мешает передавать систематизированную, выверенную и осмысленную теоретически информацию. «Знание немногих принципов освобождает от знаний многих фактов» (Рэне Декарт).


Манипулирование потребителем информации. Еще одним признаком инфоцыганщины является манипулирование. Инфоцыганщина представляет собой одновременное:

  • манипулирование объектом (информацией) и
  • манипулирование субъектом (ее потребителем).

Манипуляция объектом (информацией):

  1. Навязывание контекста – формулирование важности чего-либо, констатация проблемы или важности инструмента или значимости какого-либо события – это главные приемы манипулирования инфоцыган:
    • придумывание проблемы – создание негативного контекста (пример: «Ваша проблема в том, что вы не знаете боли клиентов»;

    • втиснуть проблему потребителя в искусственно построенный контекст – часто, это ложный контекст (Пример инфоцыганской лжи: «Неэффективное управление маркетингом – это от незнания современных методик agile-маркетинга»?).

    • определить инструмент обязательным к применению в данном констексте (Пример: «Качественный контент позволяет экономить на продвижнение. Контент – король маркетинга!»)

  2. Тоталитаризм источника сообщений – только собственное мнение, отсутствие отсылок на авторитетные мнения и первоисточники информации;

  3. Тоталитаризм решения. Связанным с предыдущим и еще более очевидным признаком инфоцыганщины является безальтернативность самой формулы предлагаемого решения: безальтернативность, заведомое отрицание истории и теории, другого опыта и прошлого опыта потребителя, которое внушается аудитории;
  4. Изъятие информации из контекста – небольшая часть транслируемой информации вырывается из реального контекста; умалчивается бо'льшая информация, внешние факторы – манипулятор загоняет мысль в нужный ему узкий коридор, в ктором он вольно трактует информацию;
  5. Трактование информации – сознательное смешение информации и мнения инфоцыгана (к примеру: вместо точности цитат, приписывать сказанное себе, перевирая слова и (или ) смысл изначального высказывания, в плоть, до противоположного);
  6. Некогерентность информации – отсутствие логики, связи причины и следствия, законов и примеров их применения (говорят: «запутался в трех соснах») – признак активного манипулирования фактами;
  7. Повторение одного и того же помногу раз – как инструмент внушения служит хорошим признаком инфоцыганщины.
  8. Псевдо – сенсационность и срочность – обеспечивается «информационный шум» и необходимый уровень нервозности аудитории, подрывающей психологическую защиту и отвлекающий внимание он никчемности транслируемой информации.
  9. Псевдотермины – непонятные для слушающих слова имеют или целью подавить слушателя фальшивым авторитетом «эксперта», либо выполняют роль шаманского заклинания и призваны оказать гипнотизирующий эффект.
  10. Эмпиризм – отсылки потребителя к информации исключительно полученной из собственного опыта, без теории или рассуждений. За эмпиризмом инфоцыгане прячут собственное незнание теории и принципов или, пытаясь понравится аудитории, упрощают и, вместе с тем, искажают сложные аспекты профессии. Эмпиризм – признак прикрытия самой наглой лжи.

Пример примема инфоциганщины – манипулирования информацией: «прибыль – важнейший показатель бизнеса, а маркетинг – функция бизнеса, поэтому, важнейшим показателем маркетинга является прибыль».

Дело в том, что показателей у эффективности бизнеса множество, все они подразделяются на: экономические, инвестиционные, рыночные, операционные, производственные, логистические и проч (сколько функций – столько показателей эффективности). Поскольку прибыль – это лишь один из многих финансовых показателей деятельности бизнеса, к рыночным показателям деятельности компании (маркетинговым) прибыль не относиться.


Манипулирование субъектом (человеком):
  1. Информационный «шум» – потребителя информации бомбардируют потоком никчемных сообщений (цифры статистики, даты событий, имена и лица, лозунги и слоганы, очевидные высокопарные банальности), и потребитель не может сосредоточиться на той информации, по которой он должен выработать точку зрения (Пример: «Настоящие лидеры тратят 5% времени на выяснение проблемы, и 95% — на ее решение! (Тони Робинсон)»;

  2. Попытка «захвата» – успех манипуляции невозможен без создания союзника в душевном мире адресата. Американский специалист по психологической войне Р. Кроссмен пишет: «Задолго до того, как вы будете пытаться деморализовать, разубедить или переубедить, перед вами в качестве первой встанет задача – заставить себе поверить». Инфоцыганщина стремиться отключить сознание, логическое мышление и здравый смысл и сконцентрировать внимание, что очевидно проявляется в возбуждении толпы оратором митинга или в разжигании этнических конфликтов.

    • Одна из методик «захвата» – манипуляция «да» – построение псевдодиалога таким образом, чтобы объект манипуляции инфоцигана все время соглашался с его словами. Тем самым, манипулятор умело подводит объект манипуляций к принятию последующей идеи.

    • Неожиданное откровение или внезапная честность – данный вид манипуляции заключается в том, что после непродолжительной беседы инфоцыган вдруг доверительно сообщает объекту что-то сокровенное, что должно служить цели сближения, сблизившись, манипулятор тут же сообщает ложное (пример: «вы знаете, еще год назад я был такой же, как вы и жил до зарплаты… а сегодня на меня работают две тысячи человек»);

    • Заманивание в ловушку или мнимая выгода – акт манипуляции, намекает на более выгодные условия, в которых якобы находится объект манипуляций (Пример: «только у вас есть возможность…».
    • Через унижение к манипулированию – инфоциганщина стремится всяческим образом принизить роль объекта манипуляций, намекая на его глупость и безграмотность, чтобы таким образом дестабилизировать положительный настрой психики объекта манипуляций, ввергнуть его психику в состояние хаоса и временного замешательства. Смущенным и подавленным манипулировать легче. (Пример: «у кого из присутствующих есть высшее маркетинговое образование?Ни у кого? У кого доход миллион? А хотя бы 300 тысяч в месяц? Понятно!»);

  3. Лишение возможности диалога – лекция, тренинг, начитка курса – диалогичность мышления. Такой формат получения информации – отсутствие открытого диалога. Манипуляторы стараются превратить людей в накопителей информации, не давая осознавать и потреблять информацию по ходу манипулирования. Любой диалог (вопросы, уточнения, насогласие) разрушает манипуляцию.

  4. и т.д.


Инфоцыганщина, как модель заработка, создана для оказания влияния на людей, с целью получения собственной выгоды, где удовлетворение потребности потребителей не является сколь-нибудь существенной бизнес-задачей. Она является вариантом ряда моделей бизнесов потребительского рынка, основанных на агрессивных продажах малоценного или откровенно мусорного продукта. Несомненно, существуют этические проблемы, связанные с таким бизнесом.

Как правило, чтобы зарабатывать инфоцыганщиной нет необходимости в абсолютном знании или глубокой экспертности того знания. С точки зрения знаний, инфоцыганом может быть любой, кто за пять минут до тренинга ознакомился с информацией из открытых источников и имеет память, достаточную для пересказа услышанного.

Безусловно инфоцыганство требует знания в области информационных технологий, в области психологии, умения манипулировать и знания техник манипуляции, а также, развитых ораторских способностей. Однако, это все, в отличии от практического опыта и фундаментальных знаний в выбранной сфере – дело быстро наживное. 

Сложности отличия инфоцыганства от инфобизнеса. Существенным и определяющим признаком, который должен был бы отличать инфоцыганство, является информационный продукт. Однако, в силу особенностей отрасли, продукт, является комбинацией информации, ее носителя, специфики и формата его потребления и, связанных с продуктом, услуг. До его потребления, информационный продукт остается не до конца очевиден потребителю.

Качество информационного продукта, выставленного на «витрину» из тестовых тренингов, «временного доступа», ограниченной версии и вебинаров, не может быть диагностировано полностью, как и возврат негодного продукта невозможен и сложны процедуры урегулирования разногласий, возникающих при купле-продаже.

Отличительной чертой инфоцыганства является низкие затраты на вхождение в бизнес. В отличие от информационного бизнеса, требующего больших ресурсов на подготовку информационного продукта, на его промоушен и обеспечение присутствия на рынке, инфоциганство – это, как правило, «бизнес на коленке». Сложность такого «бизнеса» заключается в очевидном для маркетолога – имея в руках массовый продукт, не имея средств, знаний и возможностей, не удается привлечь к нему внимание массовой аудитории, способной обеспечить доходность этого бизнеса. Негодный продукт и неспособность его создать и популяризировать не оставляют шансов на успех. Однако низкая капитализация, мифические успехи других и повторяемость привлекают в инфобизнес большое количество инфоцыган.

Однако, существуют и исключения, когда бизнесмен, рассматривает инфоцганство, как инвестиции в короткие коммерческие проекты с низкой капитализацией, высокой прибыльностью и быстрым выходом на самоокупаемость. Как правило, создавая такие инфоцыганские проекты, бизнесмен отдает себе отчет в том, что в основе проекта мошеннические схемы заработка, основанные на негодном не рыночном продукте. Именно поэтому, в этом случае, бизнесмены не стремятся аффилировать себя с такими проектами и спикером, официальным лицом такого проекта является наемный сотрудник, который, в прочем, в целях PR, выдает себя за успешного, состоявшегося и состоятельного инфобизнесмена.


  362 просмотра

Материалы по теме:


Поделиться:

data-image="http://www.marketch.ru/images/abc_dictionary.jpg"