Иерархия потребностей Маслоу

Иерархия потребностей Маслоу (пирамида Маслоу) – теория человеческой мотивации, основанная на качественно меняющемся комплексе потребностей (от физиологических – к духовным), который меняется при достижении удовлетворенности более низкого порядка

Теория Иерархия потребностей (пирамида Маслоу) предложена психологом-гуманистом Абрахамом Маслоу в 1943 году, которая предполагает, что люди удовлетворяют свои потребности в последовательном порядке. Иерархия состоит из пяти уровней:

  • физиологические потребности (еда, вода, секс)
  • потребности в безопасности (защищенность от физического и эмоционального вреда),
  • социальные потребности (привязанность, принадлежность, принятие, дружба).
  • потребности в самоуважении (престиж, уважение других – также называемые эго)
  • потребности в самоактуализации (самореализации – осознавать результат выполнение каких-либо действий).

Пирамида Маслоу

Суть иерархии потребностей Маслоу. Согласно Маслоу, первое, в чем человек испытывает потребность обусловлено необходимостью выживания. Как только снимается острота проблемы выживания, человек начинает беспокоиться – появляются потребности в защите и обсечении безопасности и так далее. По мере того, как материальное богатство становится все менее значимым, человек задумывается о личном счастье – проявляется желание видеть в окружении похожих людей и стремление к принадлежности к группе похожих; проявляется потребность к самоуважению, ощущение самоудовлетворения становится все более важным.

Маслоу верил, что людьми управляют не только осознаваемые потребности, подкрепляемые стимулами и питаемые силами бихевиоризма, но и бессознательные инстинктивные импульсы психоанализа, поэтому появление в теории Маслоу более высоких уровней иерархии «самоактуализации» – было новаторской идеей.

Самоактуализация является высшим побуждением человека, но появляется она не ранее, чем человек сможет удовлетворить другие, более низкие мотивы, такие как голод, безопасность и принадлежность к социальной группе. Иногда можно видеть на верхнем уровне пирамиды Маслово «самореализация» – это не совсем верно, поскольку этот уровень основывается на предыдущих и быть «актуальным», против «реализоваться» – это означает реализовать соиальные потребности, в совокупности с «эго».

Практическое применение Иерархии потребностей Маслоу (пирамида Маслоу) в маркетинге предполагает понимание, какие потребности клиентов, покупателей (по Маслоу) обслуживает фирма. Маркетинговый подход подразумевает планирование, руководствуясь состояниеми и динамикой рынка. Например, в условиях кризиса, или на пике роста экономики  потребности обслуживаемого сегмента потребителей могут существенно меняться, смещаясь по слоям пирамиды Маслоу. Однако, потребности в еде и здоровье — вечны и будут востребованы всегда, независимо от состояния экономики, тогда как следование тренду моды в условиях экономического спада будут корректироваться  сильнее других, что означает необходимость корректировки маркетинга фирмы. 

Таким образом, общий принцип маркетинга: мы должны следить за тенденциями рынка потребностей, – обязан учитывать потребности согласно пирамиде Маслоу. Если какая-то потребность появляется и развивается, есть смысл перенастроить организацию на её обслуживание. Если какая-то потребность уменьшается — нужно предпринимать шаги по выходу из соответствующего рынка. И чем лучше нам это удается, тем лучше будет чувствовать себя компания.

Однако, пирамида Маслоу «работает» только на людях, к организациям её применять не рекомендуется, организации ведут себя более сложно, для их анализа имеются другие теоретические инструменты.

Смотри так же «Пирамида Маслоу» в словаре маркетолога



Ссылка для цитирования:

«Иерархия потребностей Маслоу» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_i/maslows-hierarchy-needs/
  855 просмотров


Поделиться: