Просьюмер
Проосьюмер — продвинутый потребитель, человек, принимающий активное участие в жизни, производстве и последующей рыночной судьбе предметов маркетинга, потребляемых им самим.Просьюмер – генератор и режиссер процесса производства, носитель важного для производителя экспертного мнения, поскольку считается не просто специалистом в области предмета маркетинга, но и является активным его потребителем.
Термин просьюмер образован слиянием двух английских слов «producer» + «consumer» потребитель - продюссер, генератор экспертизы. Распространен и вариант «professional consumer» — профессиональный потребитель, что не совсем точно отражает суть явления.
В маркетинге просьюмеры – это активные в своем потребительском поведении люди («proactive consumers»). В отличие от тех потребителей, кто просто потребляет и пассивно наблюдает за диктатом производителя рынку, просьюмеры — это активные потребители, способные самостоятельно улучшать предметы маркетинга, стремящиеся соучаствовать в процессе их улучшения и обращающие внимания производителя на недостатки и особенности потребления производимого, требующие исправления и учета их мнения при производстве последующих версий производимого.
Что отличает просьюмеров от потребителей:
Просьюмеры – участники новой экономики и современного маркетингового процесса («Маркетинг 3,0» Ф. Котлер), при которых исторически сложившийся разрыв между производителем и потребителем стирается. Просьюмер, как объект для изучения потребности и коммуникации производителя с рынком, приходит на смену покупателю-консьюмеру, доверяющему рекламе, продавцам и почитателю мировых брендов.Просьюмеры часто выбирает товары и услуги, исходя из желания участвовать в их совершенствовании, в творчестве, в действиях самовыражения и саморазвития. Просьюмер зачастую приобретает предметы маркетинга не только с целью их потребления. Процесс потребления включает еще процесс исследования – сбора и анализа данных в результате потребления. Результатом потребления может быть не только улучшение качества жизни или закрытие материальной потребности, но, в том числе, самооразвитие и вклад в общее знание.
Что характеризует просьюмера:
- Высокая информационная осведомленность, продвинутось в отношении новинок на потребительском рынке;
- Самостоятельность суждений – от ее наличия зависит практическая материализация идей и догадок;
- Дивергентное (гибкое) мышление – способность видеть предмет маркетинга в различных, порою неожиданных аспектах, способность видеть его в различных ситуациях;
- Наличие формальной логики – умение строить взаимосвязи, разрешать парадоксы служат побудительными мотивами творчества
- Самообучаемость – просьюмеры сами, зачастую без участия экспертов продавца, изучают предмет потребления, сферу его потребления: типичные и не типичные методы и способы потребления и связанные с этим свойства и особенности потребления, потребительские достоинства;
- Способность к объективной оценке – потребители могут сами сравнить характеристики аналогов, без подсказок экспертов;
- Умение выступать и умение писать, умение находить и держать контакт с профессиональным и потребительским сообществом в равной мере.
- «Гуру» – примерно 1% от всех потребителей; истинные превопроходцы, предсказать их поведение и отношение к предмету маркетинга, попадаемому в их руки, трудно; то, что они в нем увидят и какие особенности или недочеты найдут – невозможно;
- «Альфа» (ранние последователи) – около 3%, выступают законодателями тенденций;
- «Пчёлы» (посетители и «тусовщики» просьюмерских групп соцсетей) – около 10% от потребителей; распространяют тенденции на основную массу потребителей, являются лидерами мнений свои групп и «тусовок».
Товары для просьюмеров:
- товары, предполагающие возможность изначальной кастомизации под потребности потребителей;
- товары «с открытым кодом» – с передачей части технической и конструкторской документации;
- товары, представляющие собой отдельные сочленяемые под те или иные задачи боки;
- линейно деверсифицированные товары, с очень похожими характеристиками, предлагающие точность выбора под потребности просьюмеров;
Просьюмеры и производители товаров образуют просьюмерские сообщества, объединяющие экспертов и адептов с целью интенсификации усилий для создания новых товаров, адаптации товаров и предложений под потребности продвинутых пользователей и остального потребительского сообщества. Одним из первых на явление и концепцию обратил внимание маркетолог Ф.Котлер. (статья «The Prosumer Movement: a New Challenge for Marketers» 1986г.), автор вводит термин «движение просьюмеров» – группу людей, представляющую серьезный вызов для маркетинговой деятельности компаний.
Помимо человека, соучаствующего в процессе создания компаниями товаров и услуг, просьюмер может обозначать и человека, который сам для себя создаёт предметы потребления. Причём как правило занимается этим профессионально, эффективно и с удовольствием.
Термин «prosummer» («producer» + «consumer») использовался американским футурологом Элвином Тоффлером в книге «Третья волна» (1980). Впервые же предположение, что потребитель станет также выполнять функцию производителя, под влиянием компьютерных технологий, было высказано М. Маклюэном и Б. Невиттом в их совместной работе «Take Today» (1972).
Ссылка для цитирования:
«Просьюмер» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/prosumer/
6.08K просмотров