Классификация товаров
Классификация товаров необходима для формулирования маркетинговой стратегии продвижения товаров. Производителю приходится сталкиваться с необходимостью классификации товаров по срокам потребления, принятия решения при покупке и т.п. Сформулирую по настоящему полную систему классификации товаров, во всяком случае, приведу максимально возможное количество классификация товара. Смело иогу утверждать, что в интернете более полной классификации просто нет.
Классификация по материальной осязаемости, товарному признаку :
- товар - как предмет, товар;
- товар - как услуга;
Классификация товара по значимости для потребления:
- Основной товар – товар, составляющий основную ценность для потребителя, предмет потребления;
- Дополнительный товар – товар расширяющий функционал основного товара;
- Аксессуар – товар необязательной, но сопутствующий основному товару;
- Расходный материал – товар, потребляемый в процессе пользования основного товара;
- Запасная часть (ЗИП, запчасть) – товар для ремонта и продления эксплуатационного периода основного товара.
Классификация по взаимосвязи товаров:
- Взаимозаменяемые товары (субституты);
- Взаимодополняющие товары (комплементарные);
- Не связанные.
Классификация товаров на основе длительности потребления:
- товары длительного пользования;
- товары кратковременного пользования.
Товары длительного пользования – материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование. Примерами подобных товаров могут служить холодильники, станки, одежда.
Товары кратковременного пользования – товары, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. Примерами подобных товаров могут служить пиво, мыло, соль.
Классификация товаров в зависимости от ритма совершения покупки:
- товары повседневного спроса
- товары длительного обращения;
- товары предварительного выбора;
- товары импульсной покупки;
- товары для экстренных случаев;
Товары повседневного спроса -– товары, которые потребитель обычно потребляет повседневно, покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Примерами подобных товаров могут служить табачные изделия, мыло и газеты;
Товары предварительного выбора – товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления. Примерами подобных товаров могут служить мебель, одежда, подержан-
ные автомобили и основные электробытовые приборы.
Товары особого спроса – товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия.
Товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них, например зонтики во время ливня, сапоги и лопаты после первых снежных заносов, новогодние игрушки;
Классификация товаров по назначению:
- товары для потребления (все товары, производимые с целью потребления);
- товары производственного назначения (для промежуточного использования, потребляемые в процессе производства);
- материалы и комплектующие: сырье, полуфабрикаты, детали, заготовки, покупаемые с целью дальнейшей переработки, улучшения,с целью создания товаров;
- капитальное имущество: оборудования, здания и сооружения;
- вспомогательные товары и услуги: деловые услуги, вспомогательные материалы.
Классификация товаров по активности спроса:
- Товары активного спроса;
- Товары пассивного спроса.
Товары активного спроса - то же, что товары повседневного спроса, сезонные товары, товары особого спроса, товары экстренных случаев (при определенных условиях);
Товары пассивного спроса - товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Новинки типа индикаторов дыма и кухонных машин для переработки пищевых продуктов пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока
реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании. Классическими примерами всем известных и тем не менее не вызывающих спроса товаров служат страхование жизни, надгробия и энциклопедии.
По признаку новизны, товары можно классифицировать:
- Новый товар:
- Новинка – созданный для действующего рынка, как результат эволюционного развития потребности и предложений;
- Венчурный товар – товар, как результат новаций в технологию, создаваемый для нового рынка;
- Улучшенный товар:
- Концентрически диверсифицированный – товар на новом витки развития;
- Линейно диверсифицированный – оптимизированный, измененный товар для новой или текущей целевой группы;
- Товар активного текущего спроса;
- Старый товар:
- Устаревающий товар;
- Раритетный товар;
По сезонности покупки, товары классифицируют:
- Товары пиковых продаж (пасхальные наборы, новогодние товары, саженцы и семена к посевной);
- Сезонные товары (спортивные товары, одежда под сезон);
- Товары перманентного спроса (значительная часть товаров потребительской корзины);
Классификация товаров по числу удовлетворяемых потребителей:
- массовый товар;
- товар для целевой группы;
- штучный (единичный) товар;
- эксклюзивный товар;
Классификация товаров по месту производства:
- экспортный товар;
- импортный товар;
- товар толлинговых операций;
- местный (отечественный) товар;
Классификация товаров по личностному потреблению:
- товар личного потребления;
- товар общественного потребления;
Классификация товаров по признаку военный/мирный:
- товар военного назначения;
- товар гражданского назначения;
- товар двойного назначения.
Классификация товаров по происхождению:
- товары животного происхождения;
- товары растительного происхождения;
- товары переработки, промышленные товары;
- минеральные сырьевые товары.
Классификация товаров по материальному иполнению:
- материальные «офлайновые» товары (одежда, посуда, автомобили);
- электронные «онлайновые» товары (коды доступа, скидочные купоны и подарочные карты, игры, музыка, электронные книги).