Цепочка ценности

Цепочка стоимости (цепочка ценности, цепочка создания стоимости) — это инструмент стратегического анализа деятельности компании.  Применяется  при стратегическом планирования деятельности компании.

Термин происходит от английского «value chain»

Цель понимания «цепочки стоимости»  – выявлять источники конкурентного преимущества компании с помощью анализа отдельных видов ее деятельности. 

Смысл понятия «цепочка стоимости» («цепочка ценности»). Анализ структуры формирования ценности является основой аудита не только того, как организация в настоящее время обеспечивает стоимость продукции, но и того, как может быть оптимизированы отдельные виды ее деятельности и, тем самым, повышена ценность компании для ее клиентов. Поскольку конкурентное преимущество компании возникает, как результат ее лучшей деятельности, чем у конкурентов, то чем лучше функционируют каждый из отдельных этапов и процессов, тем конкурентнее компания.

В процессе анализа "цепочки ценности",  всю деятельность компании разделяет на стратегически важные виды и этапы, которые формируют итоговую стоимость продукции. Задача – изучить процессы и возможные способы их оптимизации и дифференциации, а также издержки, неизбежно возникающие в процессе деятельности.

Рыночную ценность создают, логически выстроенные в цепочки создания ценности, стратегические важные элементы деятельности компании. В большинстве компаний, вне зависимости от вида ее деятельности, существуют пять групп основных видов деятельности:
  • логистика закупок (финансовая и складская);
  • производство (процесс того или иного преобразования закупленного);
  • логистика продаж (финансовая и складская);
  • маркетинг и продажи;
  • процессы (обслуживание, управление, сервис)

Потребляя ресурсы, используя входящие материалы и технологии для выполнения своей функции, каждый из элементов цикла создания ценности формирует затраты. Стратегическая цель компании  заключается в создании ценности, которая бы превышала издержки при ее формировании. 

Поскольку ценность, которую фирма обеспечивает своим клиентам, измеряется выручкой (количеством реализованных единиц продукции и ценой на продукцию), то ценность компании, во многом определяется способностью к обеспечению валовой потребности рынка и ценой на готовую продукцию. Проходя по цепочке формирующей ценность, анализируя структуру формирования цены и структуру потерь, оказывающих влияние на цену, можно видеть действительные и возможные (не задействованные) источники  формирования ценности и возможные способы сокращения издержек. 

На каждом этапе анализа, результатом деятельности выступает показатели производительности и потерь (например, количество товара, произведенного за смену и производственный брак за этот период), а также финансовые показатели. Все этапы деятельности компании подразделяются на основные и вспомогательные:
  • вспомогательные виды деятельности  включают инфраструктуру фирмы, управление людскими ресурсами, развитие технологий и логистика; 
  • основные виды деятельности – закупки, маркетинг и продажи, производство.

Помимо очевидного – улучшением и оптимизацией управления и интенсификацией маркетинга, продаж и производства, компании могут повысить ценность, обеспечив синергизм процессов, например, работу с поставщиками, путем разработки систем входящей логистики, которая обеспечивает взаимную выгоду – компании и поставщикам.

Впервые концепция «цепочка стоимости» («цепочка ценности») была сформулирован Портером в книге «Конкурентное преимущество: создание и поддержание превосходной производительности» (Porter 1985).



Porter, M. E. (1985). «Competitive advantage: Creating and sustaining superior performance». New York: Free Press.

Ссылка для цитирования:

«Цепочка ценности» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_ts/value-chain/
  6.83K просмотров


Поделиться: