Цепочка ценности
Цепочка стоимости (цепочка ценности, цепочка создания стоимости) — это инструмент стратегического анализа деятельности компании. Применяется при стратегическом планирования деятельности компании.Термин происходит от английского «value chain»
Цель понимания «цепочки стоимости» – выявлять источники конкурентного преимущества компании с помощью анализа отдельных видов ее деятельности.
Смысл понятия «цепочка стоимости» («цепочка ценности»). Анализ структуры формирования ценности является основой аудита не только того, как организация в настоящее время обеспечивает стоимость продукции, но и того, как может быть оптимизированы отдельные виды ее деятельности и, тем самым, повышена ценность компании для ее клиентов. Поскольку конкурентное преимущество компании возникает, как результат ее лучшей деятельности, чем у конкурентов, то чем лучше функционируют каждый из отдельных этапов и процессов, тем конкурентнее компания.
В процессе анализа "цепочки ценности", всю деятельность компании разделяет на стратегически важные виды и этапы, которые формируют итоговую стоимость продукции. Задача – изучить процессы и возможные способы их оптимизации и дифференциации, а также издержки, неизбежно возникающие в процессе деятельности.
Рыночную ценность создают, логически выстроенные в цепочки создания ценности, стратегические важные элементы деятельности компании. В большинстве компаний, вне зависимости от вида ее деятельности, существуют пять групп основных видов деятельности:
- логистика закупок (финансовая и складская);
- производство (процесс того или иного преобразования закупленного);
- логистика продаж (финансовая и складская);
- маркетинг и продажи;
- процессы (обслуживание, управление, сервис)
Потребляя ресурсы, используя входящие материалы и технологии для выполнения своей функции, каждый из элементов цикла создания ценности формирует затраты. Стратегическая цель компании заключается в создании ценности, которая бы превышала издержки при ее формировании.
Поскольку ценность, которую фирма обеспечивает своим клиентам, измеряется выручкой (количеством реализованных единиц продукции и ценой на продукцию), то ценность компании, во многом определяется способностью к обеспечению валовой потребности рынка и ценой на готовую продукцию. Проходя по цепочке формирующей ценность, анализируя структуру формирования цены и структуру потерь, оказывающих влияние на цену, можно видеть действительные и возможные (не задействованные) источники формирования ценности и возможные способы сокращения издержек.
На каждом этапе анализа, результатом деятельности выступает показатели производительности и потерь (например, количество товара, произведенного за смену и производственный брак за этот период), а также финансовые показатели. Все этапы деятельности компании подразделяются на основные и вспомогательные:
- вспомогательные виды деятельности включают инфраструктуру фирмы, управление людскими ресурсами, развитие технологий и логистика;
- основные виды деятельности – закупки, маркетинг и продажи, производство.
Помимо очевидного – улучшением и оптимизацией управления и интенсификацией маркетинга, продаж и производства, компании могут повысить ценность, обеспечив синергизм процессов, например, работу с поставщиками, путем разработки систем входящей логистики, которая обеспечивает взаимную выгоду – компании и поставщикам.
Впервые концепция «цепочка стоимости» («цепочка ценности») была сформулирован Портером в книге «Конкурентное преимущество: создание и поддержание превосходной производительности» (Porter 1985).
Porter, M. E. (1985). «Competitive advantage: Creating and sustaining superior performance». New York: Free Press.
Ссылка для цитирования:
«Цепочка ценности» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_ts/value-chain/
7.26K просмотров