Ситуационный анализ

Ситуационный анализ (анализ ситуации) – процесс соотнесения компании и деловой рыночной среды, в которой функционирует компания.

Ситуационный анализ может проводится несколькими методами анализа: «5C», «SWOT-анализ» и «анализ пяти сил Портера».

Суть ситуационного анализа. Поиск зависимостей между элементами, соответствия одного элемента другому и обоих элементов стоящим перед компанией задачам. Выявленное несоответствие подлежит детальному изучению и является причиной и поводом для пларирования мароприятий, позволяющих устранить несоответствие.

Ситуационный анализ относится к набору управленческих методов, которые менеджеры используют для анализа внутренней и внешней среды компании, опирающийся на комплекс маркетинга (4Р), клиентов, рыночных партнеров, чтобы эффективно использовать возможности бизнес-среды.

Цель ситуационного анализа. Ситуационный анализ является вторым шагом в составлении плана маркетинга. Анализ дает возможность изучить и сделать выводы в отношении того, насколько хорошо фирма вписывается в текущую рыночную деловую среду (ситуацию на рынке), чтобы совершенствовать свои характеристики и более полно удовлетворять запросы потребителей. Ситуационный анализ является инструментом, которым в первую очередь пользуются при разработке маркетинговой стратегии. Инструмент является довольно несфокусированный и неструктурированным.

Ситуационный анализ 5С

5C (пять «си») – формализованная методика ситуационного анализа, названная таким образом, по первым буквам исследуемых параметров, с помощью которого компания проводит сканирование деловой среды:

  • Company – внутренний анализ компании:
    • Цели и задачи: анализ миссии бизнеса, отрасли бизнеса и заявленных целей, необходимых для достижения миссии.
    • Позиция: анализ маркетинговой стратегии и комплекса маркетинговых услуг.
    • Эффективность: анализ того, насколько эффективно бизнес достигает своей заявленной миссии и целей.
    • Продуктовая линейка: анализ продуктов, производимых предприятием, и того, насколько оно успешно на рынке
  • Collaborators – анализ компаньонов:
    • Агенты: Агентства и свободные агенты являются посредниками в деловом мире;
    • Поставщики: Поставщики предоставляют сырье, необходимое для производства продукции. К различным типам поставщиков относятся производители, оптовики, торговцы, франчайзеры, импортеры и экспортеры, независимые ремесленники и прямые грузоотправители. Каждая категория поставщиков может привнести в компанию разные навыки и опыт.
    • Дистрибьюторы: Дистрибьюторы важны, поскольку в них хранятся товарно-материальные запасы. Дистрибьюторы могут помогать управлять отношениями с производителями, а также регулировать отношения с поставщиками.[9]
    • Партнерские отношения: Деловые партнеры разделили бы активы и обязательства, что позволило бы создать новый источник капитала и навыков
  • Customers – анализ покупателей:
    • Демография
    • Размер рынка и потенциальный рост
    • Желания и потребности клиента
    • Мотивация к покупке продукта
    • Каналы распространения (розничная торговля, онлайн, оптовая торговля и т.д.)
    • Количество и частота покупок
    • Уровень дохода клиента;
    • Средства, каналы и методы коммуникации с покупателями.
  • Competitors – анализ конкурентов:
    • Выявление: Определение того, предоставляют ли конкуренты одни и те же услуги или продукты одной и той же клиентской базе, полезно для получения знаний о прямых конкурентах. Необходимо выявить как прямых, так и косвенных конкурентов, а также потенциальных будущих конкурентов;
    • Оценка: Анализ конкурентов рассматривает цели, миссию, стратегии и ресурсы конкурентов. Это поддерживает тщательное сравнение целей и стратегий конкурентов и организации.
    • Прогнозируйте инициатив конкурентов: раннее понимание потенциальной активности конкурента помогает компании подготовиться к конкуренции
  • Context (или климат) – анализ ситуации (контекста):
    • Политическая и нормативная среда: анализ того, насколько активно правительство регулирует рынок;
    • Экономическая среда: анализ тенденций, касающихся макроэкономики, таких как обменные курсы и уровень инфляции и прроч.;
    • Социальная / культурная среда: анализ, интерпретирующий тенденции общества, который включает изучение демографии, образования, культуры и т.д.
    • Технологический анализ: Анализ технологии помогает усовершенствовать старые процедуры и предложить новые методы для обеспечения экономической эффективности.

Ситуационный анализ SWOT

SWOT-анализ - это еще один метод ситуационного анализа, который исследует сильные и слабые стороны компании (внутренняя среда), а также возможности и угрозы на рынке (внешняя среда).

SWOT-анализ рассматривает как текущую, так и будущую ситуации. Цель состоит в том, чтобы максимально использовать сильные стороны при одновременном сокращении слабых сторон.

Этот анализ помогает компании разработать план, который обеспечивает ее готовность к ряду потенциальных сценариев, как часть корпоративного планирования или стратегического планирования

Назначение ситуационного анализа. Анализ применяется во время проведения «мозгового штурма», для выявлять проблем и генерации идеи для их разрешения, для разработки стратегии. Маркетологи изучают каждую из пяти составляющих и решают, в какой степени выявленные ими факторы влияют на ключевые маркетинговые решения.

Ситуационный анализ отрасли (анализ пяти сил Портера)

Модель Портера включает сканирование окружающей среды на предмет угроз со стороны конкурентов и выявление проблем на ранней стадии, чтобы минимизировать угрозы, создаваемые конкурентами. Эта модель может применяться для любого типа бизнеса, от малого до более крупного.

Модель Портера предназначена не только для отраслевого анализа, но также может быть применена к стране, чтобы помочь получить представление о создании конкурентного преимущества на мировом рынке.

Конечная цель модели пяти сил Портера – помочь компаниям сравнить и проанализировать положение в отрасли в сравнении с косвенной и прямой конкуренцией, а также проанализировать свою прибыльность в этих условиях.


Ссылка для цитирования:

«Ситуационный анализ» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/situatsionny-analiz/
  1.15K просмотров


Поделиться: