Цель маркетинга

Маркетинг создавался и развивается на стыке множества наук: экономики, социологии, предпринимательства, психологии, поэтому каждая из наук ищет в маркетинге, в первую очередь отражение собственных идей, целей и воспринимает маркетинг – как средство решения собственных задач. Однако, если бы маркетинг был призван обеспечивать эти науки, то его, просто бы не существовало – в рамках этих наук существовали бы отдельные направления и концепции, обслуживающие эти науки. Поскольку ни одна из существующих наук и, существующих в их рамках концепций и взглядов, не смогли дать ответ на вызовы современного «мира потребления» и родился маркетинг. Поэтому основной целью маркетинга является потребитель, его потребности и нужды. Как следствие, понимание, удовлетворение потребителя решает большой комплекс задач и для основополагающих маркетинг наук.

В месте с тем, с позиции каждой, отдельно взятой из наук, можно выделить несколько целей маркетинга, понятных представителям этих наук и решающий стоящие перед ними задачи, как только они, так или иначе, становятся субьектами рынка или сталкиваются с «обществом потребления».

Взгляд на маркетинг с позиции экономики

Достижение максимально возможного высокого потребления воспринимается экономистами и бизнесменами целью их маркетинговой деятельности. Многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга – облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь, создает условия для максимального роста производства, занятости людей и собственного богатства. 

За всем этим кроется концепция: «Чем больше - тем лучше» – чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся, развитие потребления стимулирует  развитие, рост благосостояния. На самом деле, можно сомневаются в том, что возросшая масса материальных благ несет с собой и больше счастья. Существует большое количество прагматиков, убежденных, что: «Чем меньше - тем больше» и духовных людей, полагающих, что лучше «больше духовного и меньше материального». Таким образом, есть большое число разных групп людей несогласных с экономистами и бизнесменами.

Мнение психологов

Достижение максимальной потребительской удовлетворенности является доминирующей точкой зрения среди всех специалистов, занимающихся проблемами человека в современном социуме. Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга – достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. Потребление большого количества жевательной резинки или владение более обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворенности. И вот удовлетворенность – является мерилом качества социальных отношений, а и стремление получать удовлетворение вновь и вновь является движущей силой развития общества.

Мнение бизнеса

Предоставление максимально широкого выбора – обеспечить максимально возможное разнообразие товаров/услуг и предоставить потребителю максимально широкий выбор – это мнение о цели маркетинговой деятельности превалирует среди маркетинговых специалистов и бизнесменов производственных компаний. По их мнению комплекс маркетинга должен обеспечить потребителю: максимально возможный выбор, а так же дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу. Это утверждение справедливо, но лишь до определенного предела.

К сожалению, максимальное расширение потребительского выбора – это лишь попытка занять максимально возможную долю рынка, навязать себя, приводит:

  • По точному выражению Ф. Котлера: «к расфокуссировке сознания потребителя» – невозможности не только адекватного выбора, но даже к невозможности охватить вниманием все предложения всех производителей;
  • Товары и услуги становятся дороже, поскольку большое разнообразие вызовет рост издержек по их производству и поддержанию запасов. 
  • Повышенные цены повлекут за собой снижение реальных доходов потребителей и масштабов потребления. 
  • Увеличение числа товаров вовсе не означает для потребителя расширение возможности реального выбора.

Мнение социологов о цели маркетинга

Максимальное повышение качества жизни – это мнение о цели маркетинга довольно распространено среди представителей социальных наук. Понятие «качество жизни» складывается из: 

  1. Качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров;
  2. Качества физической (материальной) среды;
  3. Качества культурной (духовной, социальной) среды.
Сторонники этого взгляда склонны оценивать систему маркетинга не только по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности, но и по воздействию, которое деятельность в сфере маркетинга оказывает на качество физической и культурной среды. Эта точка зрения находит отражение в концепции «социального маркетинга» продвигаемой в последнии годы.  

Большинство из обсуждающих то, как должна выглядеть цель маркетинга, соглашается с тем, что для системы маркетинга повышение качества жизни – цель благородная, но признает, что качество это измерить не легко, а толкования его порой противоречат друг другу. К тому же, маркетинг, как было сказано выше, стоит на стыке наук, поэтому представителям других наук не совсем понятно, как цель «качество социума» напрямую влияет на цели отдельных потребителей и на цели бизнеса и экономическую целесообразность рыночных отношений.

Устоявшаяся точка зрения на то, что такое «Цель маркетинга»

Многие основоположники маркетинга сходятся на том, что человек является ключевым субъектом рыночной деятельности. Его социальное, психологическое и финансовое благополучие – залог устойчивости рынка, рост благополучия потребителей – залог роста и развития рынка.  Потребности и нужды человека – движущая сила развития рынка. Эти постулаты не вызывают противоречивых реакций от представителей основополагающих маркетинг наук. Поэтому лаконично сформулированное Ф. Котлером сегодня является сегодня определяющим мнением: 

Цель маркетинга — удовлетворение нужд и потребностей потребителей.

Ф.Котлер Глава 6 «Анализ потребительских рынков и поведения покупателей» «Маркетинг менеджмент». Экс пресс-курс. 2-е изд.
/ Пер. с англ. под ред. С. Г. Бо­жук. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с: ил.
— (Серия «Деловой бестселлер»). ISBN 5-94723-952-3

В современном быстро меняющемся мире клиенты ожидают большего, имеют возможность выбора и менее преданны брендам, привычным товарам и местам их покупок. Компании, ориентированные на удовлетворение потребителей, видя изменения, стремятся понять впечатления потребителей. Если компаниям удалось встроить внимание к потребителям в культуру своего бизнеса, то они обладают перспективным видением. Эти компании приспосабливаются к потребностям людей, изменяющимся условиям и новым технологиям. Они стараются всегда совершенствовать маркетинговые решения, предлагаемые рынку. Это дает им возможность идти в ногу с прогрессом, а часто и возглавлять рыночные перемены.

Компании, сосредоточенные на потребителях, не только превосходят конкурентов, добиваются высокого уровня удовлетворенности клиентов, но прибыльны в краткосрочной перспективе и стабильны – в долгосрочной. Они создают более значительную воспринимаемую ценность и управляют клиентской лояльностью, достигая роста рыночного веса, стоимости акционерного капитала и уважения социума.

  459 просмотров

Материалы по теме:


Поделиться:

data-image="http://www.marketch.ru/images/abc_dictionary.jpg"