Стратегическое планирование
Стратегическое планирование – это осмысление предстоящих действий компании на максимально эффективном пути, выбранном среди всех доступных, ведущих ее к реализации намеченной цели.
Цель стратегического планирования – повышения эффективности бизнеса. Хорошо выполненное стратегическое планирование обеспечивает сочетание эффективности и результативности бизнеса, в условиях перманентно изменяющейся реальности, открывающихся и исчезающих перспектив.
Задачи стратегического планирования. Такое планирование обеспечивает:
- сосредоточенность всех усилий на наиболее важных целях;
- позволяет реализовывать потенциал компании;
- определяет наиболее важные для рынка источники ценности компании;
- помогает распределять инвестиции в правильные виды деятельности;
- нейтрализует текущие и ряд потенциальных проблем;
- обеспечивает понимание сотрудников и партнеров компании цели ее развития и направления развития.
- понимание реальности рынка;
- понимание потенциала комплекса возможностей компании;
- видении перспектив рынка;
- понимание развития конкуренции;
- и всесторонняя оценка конкурентоспособности компании в будущем.
Все компании в той или иной степени занимаются стратегическим планированием, хотя некоторые относятся к нему гораздо более формально, чем другие. Планировать на перспективу сложно, поскольку план – это набор ответов на заданные важные вопросы о том, что делает руководство компании для достижения успеха.
Успех в стратегическом планировании обычно является результатом организационной культуры и понимание ситуации рыночной и внутри компании, в котором это планирование делается, а также способности к мышлению. Именно поэтому, отсутствие одного из компонентов делает невозможным такое планирование.
Стратегическое планирование может потерпеть неудачу по нескольким причинам:
- Фантазийность – некоторым менеджерам нравится придумывать что-то, следуя «вдохновенным» идеям, а не основываясь на дисциплине анализа и правильности оценок ситуации. Такой подход порождает непоследовательность планирования и реализации плана, чем затрудняет понимание широкой командой менеджмента и исполнителей того, что им делать, что, в свою очередь, приводит к неэффективности управления и всей деятельности компании;
- Стабильность – некоторые менеджеры жестко придерживаются статус-кво дел в своей компании и сопротивляются изменениям или даже к проникновению извне информации, которая противоречит их мировоззрению и способна изменить взгляды и подходы, как к управлению, так и к работе компании. Риск такого подходя для стратегического планирования заключается в упущении новых возможностей и игнорирования угроз, требующих изменений стратегии;
- Тревожность – постоянное ожидание неудач и перманентный поиск подтверждения правильности стратегических решений, в случае отсутствия такого подтверждения здесь и сейчас, заставляет сомневаться и бесконечно пересматривать выбранную стратегию, низводя ее к набору простых тактических решений с обязательным анализом подтверждающих правильность цифровых данных. Такая «стратегия» обязательно приводит к изменению векторов развития, взглядов с излишними затратами усилий и средств, то на разгон, то на резкое торможение с целью пересмотра решений;
- Переоценка важности – существует опасность чрезмерного увлечения стратегическим планированием. Углебленность и чрезмерная детализация, сложность структур и поиск существенных обоснований может легко помешать стратегическому планированию. Планы, которые слишком запутанны, пишутся слишком долго или непрактичны, как правило, остаются нереализованным и быстро устаревают.
- Корыстные интересы – иногда «стратегия» может быть поводом для коммерциализации тактических возможностей и реализации собственной выгоды, которую разработчик стратегического планирования закладывает в «стратегию». По этой причине фундаментальное стратегическое планирование должно, по возможности, быть отделено от участия в нем прямых тактических исполнителей.
- Все лишь ради планирования ресурсов – иногда основное внимание уделяется выполнению плана ради самого плана и к простому бюджетированию расходов и доходов на перспективу. Такой подход часто мешает осознать, что цель подвижна и точка, куда должна стремиться компания изменила положение. При такой «стратегии» изменения игнорируются, заставляя всех концентрироваться на реализации плана. Это может усугубляться, если к планированию подключены внешние методисты, которые не имеют особого отношения к бизнесу.
1. Адаптируйте стартегии к возможностям компании и к потребностям рынка
2. Комплексное мышление. Стратегическое планирование предполагает три типа мышления:
- Деловую хватку;
- Способность генерации идей;
- Мотивация к изменениям.
3. Баланс стратегических сил. Стратегическое планирование объединяет динамику следующих элементов бизнеса единую систему:
- Финансы;
- Кадры;
- Бизнес-процессы;
- Рыночное поведение (маркетинг).
4. Управление планированием и внедрением. Стратегические планы имеют ценность только в том случае, если они могут быть эффективно реализованы. Для мотивации эффективной реализации, стратегические планы должны быть:
- Выполнимыми,
- Вдохновляющими,
- Практичными (Наполненными ресурсами),
- Поддержанными (для принятия планов важна последовательная поддержка со стороны высшего руководства).