Рынок

Рынок рассматривают с разных позиций и одновременно: как экономическую, социальную и маркетинговую систему.

Рынок (как экономическая система) – совокупность экономических процессов, совершающихся в определенном месте, в государстве, стране или обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственных механизмов, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. В большинстве случаев рынок характеризуется динамичной системой экономических сил. Четыре наиболее заметные экономические силы: предложение, спрос, конкуренция и государственное регулирование.

Рынок (как маркетинговая система) – совокупность процессов, результатом которых является взаимовыгодный обмен ценностями между производителями и потребителями, осуществляемый для удовлетворения потребностей участников рынка.

Рынок (как социальная система) – совокупность социальных явлений и процессов, происходящих в определенном месте или в сфере деятельности, среди субъектов, которые находятся в отношениях и связаны между собой объектом.

Данное определение понятия «рынок» универсальное и исключает необходимость уточнения: области знания, позиции которой рассматривается рынок (экономика, торговля, география, история). Данное определение понятия «рынок» легко применимо в любом контексте и к любой ситуации, но требует уточняющий определений:

  • Субъекты рынка – совокупность потребителей, покупателей, производителей и посредников – участников рыночного процесса;

  • Рынок, как социальное явление – проявление разового взаимодействия и длительных взаимоотношений людей, так или иначе объединяемых общим и значимым для них объектом;

  • Объект рынка – предметом рыночного обмена, материальный или нематериальный, подлежащий обмену, характеризующийся предложением и спросом, имеющим денежный эквивалент;

  • Социальные рыночные процессы – процессы информационного и товарно-денежные обмена, в которых принимают участие субъекты рынка. Рыночная система обмена – система обмена социально значимого объекта на его денежный эквивалент, в которой цены определяются взаимодействием множества конкурирующих покупателей и конкурирующих продавцов;

  • Рынок, как место – физическое или виртуальное место коммуникации субъектов рынка, проводимой для информационного и товарно-денежного обмена; место сосредоточения, пространство или возможность, где предмет обмена (товар или услуги) предлагаются на продажу несколькими продавцами и спрашивается несколькими покупателями;

  • Рынок сферы деятельности – ограниченной чем-либо товарно-денежный обмен, совершаемый субъектами рынка, в отношении объектов, специфических для этих субъектов и ограничений;

Рынок (с позиции торговца и покупателя) – место или возможность для встречи продавцов и покупателей: с целью осуществления выгодного товарно-денежного обмена.

Цель существования рынка – обеспечение товарно-денежного обмена.

Функции рынка:

  1. Обеспечение взаимосвязи производства и потребления;
  2. Стимулирование эффективности производства;
  3. Снижение затрат. Этого можно добиться, лишь применяя новую, более производительную технику, технологию, лучше организуя производство.
  4. Стимулирование научно-технического прогресса;
  5. Дифференциация производителей;
  6. Забота производителя о качестве выпускаемой продукции;
  7. Забота рыночных игроков о сохранении рынка в будущем.

Рынок нацеливает производителя на выпуск именно той продукции, которая нужна потребителю. Не соответствующая спросу продукция не будет раскуплена, а значит, потребитель не будет удовлетворен, а производитель не только не получит прибыли, но даже не сможет возместить свои затраты. Рынок заставляет производителя ориентироваться на изменяемые потребности потребителей.

Виды рынка по размещению места товарно-денежного обмена:

  • Физические рынки – это место, где покупатели и продавцы физически встречаются, вовлекая друг-друга в процесс совершения сделки обмена товаров, в обмен на деньги (универмаги, торговые центры и магазины розничной торговли);
  • Виртуальный рынок. Место, где продавец предлагает товары и услуги через систему онлайн и виртуальных коммуникаций. Покупатели и продавцы не обязаны физически встречаться или взаимодействовать (интернет рынок с онлайн-торговыми площадками, рынок долговых обязательств);
  • Аукционный рынок. Рынок, когда продавцы, и покупатели договариваются о цене, определяемой правилами аукционных торгов (валютная или товарная биржа);
  • Черный рынок – физическое или виртуальное место оборота запрещенных к обороту товаров и услуг, (наркотические средства);
  • Серый рынок – физическое или виртуальное место «теневого» оборота разрешенных к обороту товаров, но с наложенными на оборот ограничениями, по количеству, цене или месту последующего распространения.

Виды рынка в зависимости от главенства роли того или иного игрока на рынке, рынки подразделяют:

  • Рынок продавца это такой рынок формирование которого, во многом, зависит и определяется продавцом, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными деятелями рынка приходится быть покупателям. Это рынок дефицита товаров и услуг.
  • Рынок покупателя это такой рынок правила игры на котором формируются под влиянием покупателей, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными деятелями рынка приходится быть продавцам (термин в словаре маркетолога по ссылке).
  • Рынок посредника (рынок перекупщика) – это рынок, во многом формируемый распределительными сетями, посредниками маркетингового канала, перекупщиками или дистрибьюторами, когда большей значимостью является не предложение конкретных товаров или спрос на нах, а опыт по организации доставки и распределения этих товаров и и умение налаживать взаимосвязь между производителями и потребителями.

Термины «рынок покупателя» и «рынок продавца» описывают различное влияние на формирование рынка и на формирование цены. 

В зависимости от потребителя оборачиваемого на рынке товара, различают рынки:

  • Потребительские рынки – рынки потребительских товаров и услуг для личного и семейного потребления:
    • рынок быстрооборачиваемых товаров (FMCG);
    • рынок потребительских товаров длительного пользования:
      • рынок «белой техники»: холодильники, стиральные машины, микроволновки;
      • «мягкие» товары: обувь и одежда;
      • рынок товаров для дома;
      • автомобильный рынок;
      • рынок жилой городской недвижимости;
      • проч.
    • рынок оказания услуг: гостиничный бизнес, парикмахерские, школы и колледжи и т.д.
    • быстрорастущие потребительские рынки: готовые блюда; бронирование отелей, каршеринг,
  • Рынок промышленной продукции – продажа товаров и услуг от бизнеса к бизнесу:
    • Готовые товары, такие как офисная мебель, климатическая тиехника, витрины и холодильники для машгазинов, кассовые аппараты и проч.;
    • Продажа сырья для бизнеса, например, газов и химикатов;
    • Предоставление услуг предприятиям бизнеса: охранные, аудиторские и юридические услуги и проч.
  • Рынок сырья – рынок исходных и промежуточных товаров, которые не потребляются без дальнейшей переработки: рынок глиноземов, хлопка-сырца, неограненных алмазов и проч.
  • Финансовый рынок – рынок свободных денег, долговых обязательств, валютный рынок, место для работы с ликвидными активами, такими как акции, облигации и т.д.

В зависимости от объекта – от оборачиваемого на рынке предмета обмена, рынки подразделяют:

  • Рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату и работодателей, готовых оплачивать выполнение этой работы. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные посреднические организации и консультационные фирмы по трудоустройству.
  • Рынок финансовый – это рынок, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранение. С его помощью происходит перераспределение ресурсов от менее эффективно действующих предприятий и предпринимателей к действующим более эффективно.
  • Рынок товарный – рынок купли, продажи физических и материальных объектов – товаров, произведенных производителем, перемещенных логистическими посредниками, распределенных товаров-распределительными сетями.
  • Рынок услуг – рынок оказания (предоставления, осуществления) и покупки услуг, когда в качестве объекта продажи фигурирует не товар, а оказанная услуга, выполненная работа, которая оплачивается покупателем услуг.

Размер рынка (объем рынка, ёмкость рынка – тождественные понятия) – общее количество проданно/купленного товара, прошедшего через руки продавца и потребителя в ограниченный промежуток времени. Размер рынка выражается:

  • в количественном измерении: штук продано/купленного товара;
  • в стоимостном измерении: общая сумма денег уплаченных за куплено/проданные товары и услуги.

Формула определения размера рынка: общее количество произведенного товара (А), минус количество возвращенного (не проданного товара) (B), минус количество экспортированного товара (C), плюс количество импортированного товара (D) = A-B-C+D.

Конкуренция на рынке. Чтобы обозначить конкурентную ситуацию на конкретном рынке, а так же специфическое влияние на формирование рынка, используют такие характеризующие рынок термины, как : монополия, олигополия и чистая конкуренция.



Ссылка для цитирования:

«Рынок» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/rynok/
  57.09K просмотров


Поделиться: