Поведение потребителей
Поведение потребителей – определённый сложившийся образ взаимодействия людей с окружающей маркетинговой средой: товары, места продаж, их реклама, имена и образ поставщиков этих товаров, методы стимулирования потребителей.Поведение потребителей как область маркетинга изучает процесс выбора или покупки и пользования товарами, услугами, идеями, среди покупателей и потребителей, групп покупателей (на потребительском рынке) и организациями (на корпоративном рынке)
Цель изучения, понимания, корректировки поведения потребителей – удовлетворение компаниями своих нужд и потребностей
Задачи решаемые пониманием и управлением поведением потребителей. Изучение поведения потребителей позволяет разрабатывать новые продукты, изменять их характеристики, определять цены, каналы распределения, рекламные сообщения и другие элементы маркетинга-микс.
Задача специалиста по маркетингу — понять, что происходит в сознании потребителя между моментом воздействия внешних стимулов И принятием решения о покупке.
Поведение потребителей характеризуется изменяемостью – способностью изменять свои мнения, суждения и действия, под влиянием внутренних и внешних факторов.
Сложное поведение потребетелей. Умение понимать и управлять поведением потребителей, «узнавать покупателя в лицо» достигается очень непросто.
- Покупатель не осознает побудительных мотивов своей покупки, не видит и не понимает то воздействие, которое оказывается на принятие им решения.
- Потребитель нередко говорит о своих желаниях и потребностях одно, а, оказавшись в точке продаж, перед конкретным выбором и перед фактом принятия решения, вполне способен приобрести, казалось бы, не имеющий даже отдаленного отношения к своему удовлетворению товар.
- Покупатель может изменить свое решение в последнюю минуту.
Отправным пунктом понимания поведения потребителей может служить модель маркетинговых стимулов и ответной реакции покупателей. В соответствии с ней маркетинговые стимулы и побудительные факторы окружающей среды воздействуют на сознание покупателя, а конкретное решение о покупке определяется характеристиками индивида и процесса принятия им решения.
Факторы, определяющие поведение потребителй:
- Культура — определяющий фактор потребностей и поведения инди вида;
- Субкультура. Каждая культура состоит из субкультур, которые позволяют человеку лучше отождествлять себя и тесно общаться с себе подобными индивидами;
- Принадлежность потребителя к Социальному классу — построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, члены которых объединены едиными ценностями, интересами и поведением
- Важность и влияние Референтной группы – группа, которая оказывает прямое или косвенное влияние на отношение индивида к чему (кому)-либо и его поведение;
- Семья — важнейшее социальное объединение потребителей-покупателей;
- Роли и статусы. На протяжении всей своей жизни индивид участвует в дея тельности различных групп — семьи, друзей, различных организаций. Его позиции в каждой группе определяются исполняемой ролью и статусом.
- Роль — это набор действий, выполнения которых ожидают от человека окружающие его лица;
- Каждой исполняемой роли соответствует определенный статус. Люди стремятся покупать товары, которые должны подтверждать и укреплять их социальный статус;
- Возраст и этапы жизненного цикла;
- Род занятий;
- Экономическое положение;
- Стиль жизни — форма бытия чело века, выражающаяся в его деятельности, интересах и мнениях
- Тип личности — совокупность отличительных психологических характеристик индивида, обусловливающих его относительно постоянные и последовательные реакции на воздействие внешней среды;
- Мотивация. Человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии человеческого организма;
Ссылка для цитирования:
«Поведение потребителей» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/consumer-behavior/
17.08K просмотров