Паблик рилейшнз (PR)
Связи с общественностью (PR, public relations) — это стратегический коммуникационный процесс, позволяющий строить взаимовыгодные отношения между организациями и общественностью.
Паблик рилейшнз в целях маркетинга – особая управленческая функция маркетинга, которая помогает устанавливать и поддерживать тесную коммуникацию, взаимопонимание и сотрудничество между организацией, брендом, личностью и связанной с ними общественностью.
Public Relations — это продолжительные, планируемые усилия, которые направлены на создание и поддержку взаимопонимания и доброжелательных отношений между организацией и общественностью (потенциально заинтересованными в продукте или услуге данной организации сторонами). PR — это искусство правильно подать информацию, сделать так, чтобы один факт был более важен, чем другой, помочь информации найти свою аудиторию.
Паблик рилейшнз (PR) в службе маркетинга относят к маркетинговым коммуникациям. Эти коммуникации отличаются от коммуникации, формируемых в обыденной жизни и массовых коммуникаций.
Цель PR — продвижение и защита образа (имиджа, престижа) фирмы, бренда или личности.
Задача PR — поддержание контактов с целевой аудиторией, общественными институтами, ключевыми журналистами в соответствующих сферах (пресса, журналы, радио, ТВ). PR по существу процесс «инвестирования» в имидж.
Функции PR. Выделяют пять групп функций паблик рилейшнз:
- Экономические функции PR – реализуемые в рамках хозяйственной дейтельности;
- Маркетинговые – реализуемые в рамках рыночной деятельности и с рыночными целями;
- Политические функции, преимущественно, связанные с функционированием политических деятелей, структур и кампаний;
- Социальные функции – целенаправленно ориентированные и реализуемые в социальной среде;
- Внутренние функции – обращенные на не рыночную деятельность компании.
Для решения тех или иных задач, той или иной компании, организации и персоналии, каждая из групп функция, и только она, может быть ведущей. Маркетинговые функции PR являются ведущими для реночно ориентированных коммерческих и некоммерческих компаний. Кроме того, генетически именно маркетинг является «родным» полем PR-деятельности. Поэтому данная функциональная группа наиболее многочисленна и разнообразна.
Различают внутренний PR и внешний PR.
Внутренний пиар еще называют внутрикорпоративным. Основная задача внутреннего PR — создание благоприятных и доверительных отношений руководства компании с персоналом на всех уровнях управления, стимулирование появления у работника чувства причастности и гордости тем, что человек работает в компании. Считается, что приверженный организации работник будет лучше обслуживать клиентов и более внимательно прислушиваться к их запросам и нуждам. Внутренние функций PR, такие, как кадровые и финансовые, связаны с задачами эффективной работы производственной структуры компании и обеспечения ее экономической, маркетинговой и социальной устойчивости. Это достигается за счет формирования благоприятного публичного климата как внутри компании.
Внешний PR — работа с внешней средой компании: с конкурентами, партнерами, инвесторами, покупателями, клиентами, со всеми, кроме сотрудников компании. Основная задача внешнего PR — формирование боагоприятного имиджа, продвижение.
Субьект PR-деятельности – человек, формальная или не формальная группа людей, социальные, государственные и коммерческие институты, – производители некоего действия и носители мнения об объекте PR-деятельности – все те, на что направлена практическая или познавательная PR-деятельность
Объект PR-деятельности – предметы, люди, имена людей, предметов и марок, действия, представление и мнение о которых у субъектов PR-деятельности подлежат формированию или корректировке.
Инструменты PR – рекламно-информационные, пропагандистские, социальные и маркетинговые средства, действия и коммуникации, используемые для воздействия на субъекта PR-деятельности: формирование или измерение его отношения к объекту PR-деятельности, в целях достижения запланированного результата.
К средствам PR относят:
- рекламные средства PR;
- информационные;
- коммуникативные;
- организационные;
- аналитические.
Основные методы PR:
- информирование ЦА через средства массовой информации (бесплатные пресс-релизы, пресс-конференции, статьи в периодических изданиях о новинках или новостях компании);
- распространение печатной продукции (каталоги компании, пресс-релизы о ее истории и развитии и т.д.);
- кино- и фотосредства (демонстрируется сам рекламируемый продукт или его логотип, или упоминается о его хорошем качестве);
- устная речь (выступление сотрудников компании на конференциях, выставках, интервью и т.д.);
- спонсорство.
Основные этапы PR-деятельности. Работу в области PR можно разделить на 3 этапа — подготовительный, основной и заключительный.
- Подготовительный этап PR: экспертиза и анализ целей; анализ общественного мнения; постановка (формулирование) задачи.
- Основной этап PR: разработка и планирование кампании по PR; создание «информационных поводов»; налаживание связей (контактов) с людьми, группами или социальными слоями населения, от которых зависит успех дела; проведение рекламной кампании; текущий мониторинг (контроль) эффективности действий при проведении мероприятий по связям с общественностью.
- Заключительный этап PR: оценка результатов работы; анализ перспективы дальнейшего развития установленных связей.