Маркетплейс

Маркетплейс (маркет-плейс, marketplace) – место торговли, место традиционной и принятой обычаями деловой практики и этикета встречи покупателей и продавцов: гипермаркеты и цифровые маркетплейсы.

Маркетплейс (историческое) – рыночная площадь, биржевая площадь, биржа. Термин происходит от английских слов market – рынок и place – место. Традиционно, маркетплейс – это супермаркеты, то есть, места продажи широкой номенклатуры товаров разных продавцов, систематизированных по категориям и по продавцам. С развитием электронной торговли, маркетплекс перекочевал в онлайн среду. Сегодня маркетплейс – агрегаторы, торговые площадки, предоставляющие возможность осуществления цифрового присутствия с доступом через сеть Интернет, разнородных товаров и услуг различных продавцов.

Суть маркетплейс – на базарной площади города или в интернете, везде: marketplace – это то место, где много покупателей осуществляют покупки, выбирая из большого количества предложения продавцов. Market place – это изначально не про «сайт» или про «интернет-приложение». В общем случае, маркетплейс – любое место, удобное для осуществления купли/продажи товаров и услуг. Market place – это просто место торговли. В отличии от предложения (прайс-листа) товаров одного продавца, маркетплейс представляет собой, место, где представлены предложения многих продавцов.

Задача маркетплейс – собрать в одном месте покупателей и продавцов, за счет реализации потенциала места продажи, знакомого и удобного всем рыночным игрокам, увеличить продажи продавцов за счет упрощения коммуникации между продавцом и покупателей.

Цифровой маркетплейс (интернет-маркетплейс, маркетплейс в e-commerce) – площадка электронной торговли, популярное, среди покупателей торговое место, предоставляющее продавцам возможность аренды места для продажи своего товара. Минимальное торговое место – карточка товара. Карточки товара объединяются в интернет-магазины продавцов или брендов, а также в товарные категории, составленные из товаров разных продавцов.

Отличие маркетплейс от интернет-магазина. Цифровой маркетплейс, по сути, тот же интернет-магазин, с теми же задачами: витрина для товаров, коммуникация с покупателями, продажа и продвижение. Другими словами, с точки зрения маркетинга и покупателя отличия не очевидны. Однако, есть одно существенное отличие, выделяющее маркетплейсы из череды площадок интернет-торговли:

  • Бизнес интернет-магазина основывается на продаже товаров и услуг покупателям. Прибыль формируется, как разница между ценой продажи товара и ценой закупки (поставки);
  • Бизнес-маркетплейс основывается на предоставлении в аренду продавцам торговой площади. Прибыль маркетплейс формируется от отчисления продавцов за предоставленную площадь и (или) с каждой проданной на этой площади единицы товара по заранее определенной фиксированной или плавающей ставке (скажем, 2%). Условия аренды могут меняться в зависимости:
    • от объема продаж продавца;
    • популярности его продукта и (или) марки;
    • от наличия или отсутствия претензий покупателей к деятельности магазина и к качеству товаров;
    • от участия продавца в маркетинговых программах маркетплейса.

Отличие маркетплейс от интернет-продавца. Бизнес marketplace, в отличии от бизнеса продавца заключается в том, что продавец продает свои товары, а владелец marketplace предоставляет полки («продает полки») продавцам под товары, а покупателям предоставляет возможность «ходить между рядами» и выбирать то, что им нужно. «Полки» и «ряды» могут быть, как физическими, так и виртуальными.

Все модели коммуникации. Маркетплейс предоставляет все модели взаимодействия между продавцами и покупателями:

  • C2C (customer-to-customer) – физические лица, которые взаимодействуют на маркетплейс друг с другом на равных;
  • B2C (business-to-customer) – покупателями остаются физические лица, но в роли поставщиков выступают компании и частные предприниматели; 
  • B2B (business-to-business) – ммаркетплейс связывает предпринимателей и позволяет им находить удачные решения для своего бизнеса.

Значение маркетплейс. Маркетплейсы, объективно, – продукт глобализации рынков и инструмент достижения целей маркетинга на больших рынках массового потребительского и бизнес-продукта. Маркетплейс – это прежде всего большая аудитория, привыкшая покупать что-либо на мультиторговых онлайн-площадках в общем и на этой площедке конкретно, доверяющая торговой площадке. Не каждый интернет-магазин может похвастаться таким товарным ассортиментов (по широте и глубине), количеством посетителей и числом сделок, совершаемых в минуту. Модель торговых взаимоотношений маркетплейса актуальна для большого количества отраслей, поскольку это простой путь к старту продаж, расширению бизнеса без значительного увеличения затрат. 

Значение маркетплейс для покупателей:

  • все товары, все продавцы, все бренды – в одном месте;
  • больше товаров, чем в фирменном магазине продавца;
  • больше подготовленных покупателей;
  • наличие возможности простой и удобной фильтрации по характеристикам и ценам;
  • наличие базы отзывов и рейтингов продавцов упрощает коммуникацию;
  • значительно сокращаются транзакционные издержки;
  • обеспечивается синергия лояльности: к продавцу, товару и месту продажи;.
  • удобство процесса покупки: структурирование, категорирование и таргетирование;

Значение маркетплейс для продавцов:

  • условное равенство условий доступа к рынку, как для крупных корпораций, так и для небольших предприятий;
  • большая аудитория, к которой можно обратиться целевым образом;
  • возможность роста за счет новых сегментов рынка (отраслевых, географических);
  • находясь на первых позициях в выдаче поисковиков, маркетплейсы способствуют видимости бренда, товара в интернет-пространстве;
  • снижение объема первоначальных вложений в продвижение, за счет большого количества целевых контактов;
  • уменьшение издержек на маркетинг;
  • сокращение времени на продажу;
  • возможность работы в круглосуточном режиме;
  • упрощение коммуникации, за счет интерактивного общения с потребителем;

Marketplace – это мультиторговая площадка. С точки зрения покупателя, маркетплейс – интернет-магазин, предоставляющий возможность купить «все в одном месте». С точки зрения продавцов, маркетплейс – место, где большое число покупателей одновременно могут сформировать корзины из товаров различных интернет-магазинов (не только из моего магазина).

  • Мультиторговля – много сделок, совершаемых одновременно между многими продавцами и многими покупателями.
  • Моноторговая площадка – это один продавец продает одному покупателю.

Marketplace, в отношении товаров, выставляемых на его площадке (на его полках), может выступать:

  • как мультитоварная площадка (скажем, 100 000 SKU – торговых позиций, включающих товары народного потребления от моющих средств и до «белой» техники);
  • как специализированная тематическая площадка по продаже определенного вида товаров (то есть ориентирована для определенную целевую группу – товары для рукоделия, автозапчасти, для офиса, потребители софта для смартфонов);
  • моноторговая площадка, специализирующаяся на продаже товаров и услуг ручного труда и подержанных товаров.

В отношении потребителей, marketplace может выступать:

  • как площадка товаров и услуг для потребителей (товары для дома, страховые услуги);
  • как площадка для профессионалов (товары для проф.ремонта);
  • как площадка для решения бизнес-задач (товары для дальнобойщиков: от запчастей и до седельных тягачей).
Виды маркетплейс:
  • супермаркет (гипермаркет для онлайн-магазинов) – место продажи товаров различного назначения, разделенных на категории, марки – мультибрендовый магазин (Ozon, Amazon, Aliexpress);
  • прайсовый агрегатор – собирает, группирует товары и цены на них из разных источников, объединяет данные из нескольких источников в один с единым пользовательским интерфейсом (маркетплейсы страховых услуг, туристических услуг);
  • классифайдс – это один из вариантов маркетплейс, место предоставления услуг для размещения объявления продавца о продаже товаров, как правило, подержанных (E-bay, Avito).

Примеры маркетплейс:

  • Маркетплейс в офлайн-среде – магазины, ярмарки выходного дня, когда производители товаров напрямую осуществляют продажи производимых ими товаров розничным покупателям
  • Маркетплейс в онлайн среде – биржи фриланс услуг, Яндекс.Маркет, Google Покупки, Price.ru, электронные магазины microsoft, apple по продаже программного обеспечения сторонних производителей для пользователей их электронных устройств.

Маркетплейс (в e-commerce) – это онлайн-площадка, собирающая, систематизирующая информацию о товарах и услугах разных компаний, зарегистрированных в системе и предоставляющая такую информацию по запросу покупателя в структурированном виде, пригодном для сравнения, выбора и осуществления покупки выбранного товара. Если говорить о онлайн-маркетплейс, то фактическая его суть – это удаленная база данных товародержателей и их товаров: цен, их количества, условий продажи, к которой самостоятельно подключаются продавцы и покупатели, одни – размещая свои предложения, вторые – изъявляя намерение для их покупки. Доступ к маркетплейс – по сути, доступ к базе данных, который может осуществляться:

  • через web-браузер персонального компьютера;
  • через web-браузер мобильного устройства;
  • через мобильное приложение.

С развитием, маркетплейс перестал быть только витриной для товаров продавцов и местом для осуществления сделок по купле и продаже товаров и услуг. Сегодня маркетплес предоставляют поставщикам и покупателям услуги фулфилмента, выполняемые собственной службой или с привлечением компаний-аутсорсеров.


Ссылка для цитирования:

«Маркетплейс» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_m/marketplace/
  57.59K просмотров


Поделиться: