Зональное ценообразование
Зональное ценообразование (zone pricing) – практика определения цены товара на основе географических районов (зон) его получения.Суть зонального ценообразования.
Цена товара зависит не только от себестоимости производства единицы товара, но и от затрат на доставку и обработку груза, которые компания несет при отправке в определенный район. Как правило, чем дальше продукт должен быть отправлен (чем больше логистическое плечо), тем выше стоимость доставки и обработки и, следовательно, тем выше стоимость продукта.
Логистическое плечо – расстояние от места хранения товара или от пункта загрузки до пункта выгрузки или получения товара. Различают «короткое плечо» и «длинное плечо». Зональное ценообразование может учитывать логистические плечи.
- «Короткое плечо» – это перевозка грузов между несколькими населенными пунктами, которая выполняется в течение одного рабочего дня или на расстояние не более 500 км.
- «Длинное плечо» в автомобильной транспортной сфере означает перевозку грузов на большие расстояния, которые машина проходит в течение нескольких дней.
Причины зонального ценообразования. Расходы на перемещение товара ложатся на его себестоимость. На ряд товаров (тяжелые, габаритные, ценные, опасные), такие расходы могут составлять значительную часть их себестоимости, а значит должны быть учтены при ценообразовании.
На цену влияет:
- логистика от поставщика до получателя товара в зоне (в географическом районе);
- логистика в пределах самой зоны (в пределах географического района) от дистрибьютора до покупателя.
Зональное ценообразование в маркетинге. Маркетинговой политикой компании может быть установлены правила определения цены на основе зонального ценообразования. Подход ценообразования «разные зоны – разные цены» должен учитывать расходы на логистику и обработку груза, как поставщика, так и дистрибьютора. Поставщик может компенсировать часть расходов дистрибьютора на логистику в пределах зоны, понижением отпускной цены, учитывая это в своем зональном ценообразовании.
Недостатки зонального ценообразования. Не попавший в ближайшую к поставщику зону (а, следовательно, не получивший низкую цену) покупатель получает неконкурентные цены, по отношению к своему географически ближайшему конкуренту, располагающемуся в ближайшей к поставщику зоне и получающему цену ниже. Такая ситуация говорит о неправильном зонировании и необходимости гибкого подхода к ценообразованию.
Ссылка для цитирования:
«Зональное ценообразование» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_z/zonal-pricing/
5.33K просмотров