Фандрайзинг
Фандрайзинг (фэндрайзинг, фандрэйзинг, fundraising) — процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом.
Термин фандрайзинг происходит от английских слов (fund - средства, финансирование, raise - нахождение, сбор). Понятие фандрайзинга происходит из США, где он употребляется в секторе негосударственных некоммерческих организаций.
Суть Фандрайзинга. В широком смысле, представляет собой методику поиска источников финансирования и ресурсов для обеспечения деятельности.
Различают проектный и оперативный фандрайзинг. В первом случае собираемые средства идут на осуществление конкретного проекта, во втором - средства идут для осуществления текущей деятельности организации.
Фандрайзинг может быть внутренним и внешним. В первом случае речь идет о разработке и реализации стратегии поиска источников обеспечения деятельности силами менеджмента самой организации. Во втором случае, фандрайзинг — это предмет консалтинговой деятельности, когда поиск финансирования осуществляется посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу.
Специалисты по фандрайзингу:
- Профессиональный фандрайзер («professional fundraiser») — тот, кто предоставляет услуги по привлечению ресурсов самостоятельно или по контракту;
- Специалист–фандрайзер («fundraiser») — сотрудник организации, которая ищет пути привлечения ресурсов.
- Волонтер-фандрайзер – доброволец-активист, призванный для привлечения ресурсов – отдельные люди и группы населения, которые готовы пожертвовать своим свободным временем и (или) денежными средствами для поиска требуемых ресурсов.
Под ресурсами в фандразинге понимаются:
- материальные: кредиты и заимствования, пожертвования, инвестиции)
- не материальные ресурсы: человеческие, информационные, юридические, маркетинговые и т. п.
- коммерческие;
- благотворительные.
- обращение с просьбой (личное и персональное);
- массовые акции по привлечению средств, с применением агитации;
- грантовые конкурсы;
- волонтерство;
- взаимовыгодное партнерство;
- субсидирование;
- оказание возмездных услуг;
- членские взносы организаций;
- сбор частных пожертвований;
- кредитование.
Благотворительные (ресурсы, организации предоставляющие ресурсы) – добровольное и бескорыстное вспомоществования, пожертвования юридических лиц и частных лиц в форме предоставления получателям, организационной, финансовой и иной помощи. Формы благотворительности — меценатство и спонсорство.
Источник ресурсов для фандрайзинга может выступать в качестве: спонсора, инвестора, грантодающей организации, мецената или донора.
- Меценат — физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе. Спонсор — юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д.
- Донор — юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным оранизациям на добровольной бескорыстной основе.
- Грантодатель — благотворитель, выделяющий грат – благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.
-
Научный фандрайзинг — научное проектирование, искусство подготовки, написания и сопровождения заявок на конкурсы, организованные научными фондами и иными благотворительными учреждениями, с целью привлечения денежных средств для реализации проектов по проведению научных исследований и научно-организационных мероприятий.
-
Финансовый фандрайзинг – это процесс поиска и сбора финансов (возмездных или безвозмездных) для обеспечения деятельности компании.
-
Маркетинговый фандрайзинг – процесс сбора и анализа мнений маркетинговых специалистов о методах и способах ведения маркетинговой деятельности, маркетинговое консультирование.