Дистрибьютор
Дистрибьютор, дистрибутор (distribute - распределять) в маркетинге - фирма, осуществляющая функции торгового посредника в организации товародвижения и распределения для производителя товара. Дистрибьютор может быть либо дочерним предприятием, либо самостоятельной фирмой, действующей на договорной основе.
Дистрибуционный бизнес — это бизнес предоставления услуг товарной логистики, товародвижения и распределения.
Основные функции дистрибьютора:
- построение организационной структуры дистрибутивных каналов и сетей;
- определение расположения дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической сети в дистрибутивных каналах;
- транспортировка продукции, возрата неликвидов, возвратной тары и отходов;
- складирование, хранение и грузопереработка продукции в складской системе;
- управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
- передача прав собственности на продукцию;
- обеспечение сохранности и защиты товаров, страхование рисков;
- поддержание стандартов качества продукции и логистического сервиса;
- ценообразование;
- мониторинг и информационная поддержка поставщиков и т. д.
- комплекс мероприятий, направленных на продвижение продукта, тем самым, на увеличение показателей качественной и количественной дистрибьюции.
Суть деятельности дистрибьютора.
При оказании логистических услуг дорогостоящей продукции, продающейся единично, деятельность дистрибьютора сводится к поиску потенциальных клиентов, рекламированию продукции, организации первичных контактов с производитель-покупатель, заключение договоров поставки, организация послепродажного обслуживания и т.п.
В случае же логистики товаров массового спроса, от дистрибьютора может потребоваться наличия значительного штата специально подготовленного персонала, филиальной сети (наличия суб-дистрибьюторов) в регионах, демонстрационных залов и подконтрольной дилерской сети.
Одна из функций, которую может на себя взять дистрибьютор помимо логистической - посреднеческая. В этом случае дистрибутор является представителем производителя на опредленной территории, в сегменте. Очевидно, что наиболее гибкие условия бизнеса дистрибьютору поможет предоставить заключение смешанного дистрибьюторского-агентсткого договора. Услуги, которые может оказывать дистрибьютор по договоренности с поставщиком, производителем в дистрибьюторском канале, дилерам и покупателям:
-
маркетинговые услуги дилерам и покупателям;
-
услуги по монтажу и наладке оборудования;
-
услуги по обучению;
-
услуги после-продажного сервиса;
Прошу обратить внимание, что в определении понятия "дистрибьютор" не говорится об обязательствах перед производителем продвигать товар. Напротив, в качестве дополнительных услуг, когда речь идет об оказании маркетинговых услуг, компенсацию по факту оказания этих услуг должен взять на себя производитель, если он действительно заинтересован в продаже своего товара.
Промышленный дистрибьютор - торговый посредник, распределитель продукции для промышленных потребителей в основном осуществляется через агентов (брокеров).
Генеральный дистрибьютор - дистрибьютор, организующий сбыт в регионе продукции определенной фирмы своими силами или через собственную дилерскую сеть.