Экологический маркетинг
Экологический маркетинг (green marketing, ecological marketing) – это удовлетворение потребности ориентированного на сохранение экологии и разумности пользования ресурсами сообщества в экологичных товарах и услугах. Экологический маркетинг – это маркетинг экологичных товаров и услуг.
Цель экологического маркетинга – стать частью сообщества ориентированного на экологию. Экологический маркетинг позволяет продумать и разработать структуру системы выживания бизнеса в условиях тотального стремления рынка к созданию экологичной среды обитания.
Задача экологического маркетинга – продвижение товаров и услуг среди потребителей, партнеров и контрагентов, ориентированных на экологичность потребления, сохранения экологии среды обитания и исповедующих экологичный стиль жизни и бизнеса.
Если маркетинг удовлетворяет потребности рынка, то экологический маркетинг удовлетворяет потребности рыночного сообщества, ориентированного на поддержание и улучшении среды обитания. Компании реализующие концепцию экологического маркетинга продвигают экологичность своих товаров и услуг, философии бизнеса, наносящего минимальный вред природе при производстве, реализации, потреблении, переработке и дальнейшей утилизации товара.
Экологический маркетинг (green marketing) подразумевает популяризацию не просто товаров или услуг, но и взглядов компании на добычу природных ресурсов, их сохранение, экологичность всех этапов производства товара, сохранение природы при доставке товаров и услуг потребителю, использование товара и размещение отходов безопасными способами для биосферы.
Появляется экологический маркетинг в качестве ответа на запросы всего рынка и потребителей в частности, когда одним из основных критериев выбора товара, услуги, партнерства является аналогичные взгляды поставщика, партнера, контрагента на экологию.
Методы реализации концепции экологического маркетинга:
- разработка и внедрение законодательных норм, предписывающих определенные стандарты пользования природными ресурсами;
- экологический PR, обеспечение открытости фирмы, создание положительного имиджа в глазах потребителей, акционеров и инвесторов;
- обеспечение лояльности потребителей – способность эффективно решать экологические проблемы влияет не только на доверие потребителей компании, но и на их лояльность;
- разработке новых безотходных и безопасных технологий, в которых будут применяться менее вредные химические соединения, методы производства и т.д.;
- разработка экологичных товаров и услуг;
- создание устойчивой и результативной обратной связи с потребителями экологичных товаров;
- поддержка инноваций, подразумеемая в изменениях мотивации, культуры поведения и потребления, создание сообщества, заинтересованного в новых экологичных товарах и услугах.
Концепция экологического маркетинга является составной частью концепции социально-этического маркетинга. Согласно концепции социально-этичного маркетинга, задачей компании является выявление потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными чем у конкурента способами, с непременным сохранением или укреплением благополучия как потребителей, так и общества в целом. Внедрение экологического маркетинга дает организации инструмент, с помощью которого она сможет более эффективно и результативно вести свою рыночную деятельности в условии всеобщей борьбы за экологию, управлять всей совокупностью своих источников и факторов воздействия на окружающую среду, а также приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными экологическими требованиями рынка.
Впервые понятие экологического маркетинга было использовано Американской Ассоциацией Маркетинга (AMA), в 1975 году. А позже это понятие использовалось в их книге (Henion K., Kinnear T. "Ecological Marketing". American Marketing Association, 1976).
Экологический маркетинг - это относительно новая концепция. Для этого понятия используют большое число синонимов: «зеленый маркетинг», «эко-маркетинг» маркетинг устойчивого, «экологический маркетинг». Что касается терминов, используемых в маркетинговой литературе, чтобы определить ту же тему, понятия варьируются от одного исследователя к другому и от одного периода к другому.
- Хеньон и Киннер использовали Экологический маркетинг (Henion K., Kinnear Th., 1976, The ecological Marketing, Columbus, Ohio, American Marketing Association, pp. 248-312)
- Д. Фуллер использовал для описания этого понятия «Маркетинг устойчивого» (Fuller D., 1999, Sustainable Marketing. Managerial ecological Issues, Sage Publications, California, pp. 116-154 )
- П. Хайкин использовал термин «Экологическая торговля» (Hawken P., 1993, The ecology of Commerce,: A Declaration of Sustainability, New York, Harper Collin) и (Hawken P., 1994, The ecology of Commerce, Harpercollins, ISBN: 0061252794, pp. 120-194 )
- Д. Поп использовал «Экомаркетинг» (Pop D., 2009, Ecomarketing, De la provocare la necessitate,Editura Universităţii din Oradea, pp. 105-181)
- К.Питти использовал «Green Marketing» (PeattieK.,1992,Green Marketing, Longman Group UKLtd.,pp.43-91)