Ценность

Маркетинговая ценность (рыночная ценность) чего-либо – вывод, сделанный субъектом рынка (отдельным потребителем, социальной группой, компаниями) в отношении способности предмета маркетинга (товара, услуги или деятельности) удовлетворить его потребности.  

Часто «ценность» отождествляется с полезностью. Ценность является субъективной величиной, ее существование зависит от восприятия и специфических потребностей покупателя. Ценность одного и того же предмета маркетинга для различных участников рынка представляется различной – с позиции компании, потребителя, социальной группы или общества, ценность может отличаться, как по величине, так и сущностно. 

Необходимо различать «ценность предмета маркетинга» и «ценность в маркетинге». Ценны в маркетинге не только предметы обмена (товары и услуги), но и отношения между субъектами рынка, параметры рынка (или его сегмента), наличие возможностей и перспективы.

Ценность в маркетинге – это идеальная модель получения удовлетворенности от процесса и результата обмена предмета маркетинга (товара, услуги или деятельности) на его денежный эквивалент субъектами рынка (отдельным потребителем, социальной группой, компаниями) или обществом, определяющая их устойчивые базовые ориентиры и мотивационные установки. 

Ценность для потребителя отождествляется, не со стоимостью или ценой, а с пользой, выгодой, удовлетворенностью потребностью, получаемыми  потребителем в результате обмена предмета маркетинга на его денежный эквивалент.

Ценность предмета маркетинга может быть для потребителя:
  • ниже оплаченной им стоимости приобретенного. В этом случае говорят о низкой маркетинговой ценности и неудовлетворенности потребителя.
  • или выше. В этом случае, «добавленная стоимость», полученная потребителем, формирует удовлетворенность. 
Покупая предмет маркетинга, потребитель:  
  • руководствуется не стремлением купить предмет маркетинга, как таковой, а желанием удовлетворения определенных потребностей и (или) руководствуется стремлением к чему-либо или необходимостью решения проблемы;
  • выбирает то предложение, которое он считает наиболее ценным;
  • заинтересован получить необходимое гарантированно, с максимальной вероятностью – хочет быть уверенным в получения желаемого и максимизации решения стоящих перед ним задач.
Стоит различать «ценность предмета маркетинга» для потребителя и сам «предмет маркетинга» – его физическое воплощение. Ценностное предложение (предложение содержащее ценность) складывается из следующих слагаемых:
  • Товара или услуги, как такового, в его физическом воплощении;
  • Стоимости покупки и владения;
  • Стоимости сопутствующих затрат (доставка и перемещение, пуско-наладка);
  • Потребительской ценности товара или услуги
  • Удобства, места и времени осуществления покупки;
  • Сопутствующих и дополнительных сервисов;
В англоязычной литературе, термин «ценность» часто означает «стоимость» или «добавленную стоимость». Это устоявшийся термин, близкий к экономике. Использование его в маркетинге вносит определенную терминологическую путаницу.  Поэтому ряд англоязычных авторов предлагают для маркетинга использовать термин причина (агент) добавленной стоимость (added value agent), акцентируя внимание на ценности, как субъективном факторе.

Ценность, как основа выбора. Понимаемая и принимаемая ценность – предпосылка выбора того или иного объекта маркетинга. Люди выбирают те товары и услуги, которые оценивают наиболее высоко.

Ценность в психологии базируется на психологической природе человека и может быть рассмотрена с позиций определяемой понятиями «понимаемой ценности», а также с позиции понятия «ценность, как форма социальных отношений».

Ценность философии определена жизненными ценностями – это долгосрочными целями, которые люди преследуют на протяжении всей своей жизни.


Ценность в социологии – любой предмет, обладающий эмпирическим содержанием, доступный членам социальной группы, а также обладающий значением, вследствие которого он является или может быть объектом действия.

Ценность в экономике –  одно из названий чистой операционной прибыли после налогообложения.  Научной теорией здесь служит концепция предельной полезности.

Ссылка для цитирования:

«Ценность» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_ts/value/
  6.30K просмотров

Материалы по теме:


Поделиться: