Себестоимость
Себестоимость (cost) - денежное выражение затрат организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость – это стоимостная оценка текущих затрат, фактическая первоначальная стоимость трудовых и денежных ресурсов на производство и реализацию продукции, денежная сумма или ее эквивалент, начисленная при производстве или уплаченная при приобретении объекта (или при учете кредиторской задолженности). В зависимости от состава затрат различают себестоимость:
- индивидуальную как сумму затрат на изготовление конкретного вида продукта;
- технологическую как сумму затрат на организацию технологического процесса изготовления продукции;
- цеховую, складывающуюся из технологической себестоимости, увеличенной на стоимость полуфабрикатов изделий и услуг других подразделений, а также на затраты по обслуживанию и управлению цехом;
- производственную как сумму затрат предприятия, включая цеховые и общехозяйственные, на производство продукции;
- полную, состоящую из производственной себестоимостью и затрат, связанных с реализацией продукции, и других внепроизводственных расходов.
Затраты, образующие себестоимость продукции, услуг, группируют в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов;
- прочие затраты, в которые обычно включаются затраты на маркетинг.
Последние в развернутом виде представляются в бюджете маркетинга.
Полная себестоимость (также называется средней) – это соотношение всех издержек к объемам производства товаров или услуг.
Предельная себестоимость – это себестоимость каждой последующей единицы продукции (товара или услуги).
Планирование себестоимости. Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений для того чтобы увеличить рентабельность предприятия. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, расходов на продажу и маркетинг.