Эффект Гиффена (парадокс Гиффена)

Эффект Гиффена (Giffen effect, парадокс Гиффена) — снижение цены на отдельные виды товара приводит к снижению на них спроса. Справедливо и обратное: повышение цены на отдельные виды товара приводит к повышению на них спроса.

Эффект Гиффена относится к реакции покупателей на экономическую или политическую ситуацию и распространяется на товары первой необходимости. Различное поведение покупателей в отношении товаров, позволило сформулировать разделение товаров на две группы: обычные товары и "товары Гиффена".

Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на товар, люди начинают покупать этого товара больше. В этом заключается парадоксальный эффект Гиффена. Характерными примерами товаров Гиффена можно считать: рис, макароны, хлеб, кратковременный эффект наблюдается при повышении цен на бензин.

Характеристика товаров Гиффена:

  • малоценный товары;
  • занимают в потребительском бюджете значительное место;
  • отсутствует равнозначный товар-заменитель;
  • потребители товара, в большой мере, люди с низким и средним достатком.

Основной закон спроса/предложения провозгласил постулат: "увеличение цены товара, при прочих равных условиях, ведет к снижению спроса на него и наоборот". Однако явление Гиффена не является исключением из совокупности всех экономических законов. Эффект Гиффена не противоречит основному закону спроса/предложения, поскольку для его наступления должны измениться в худшую сторону  внешние условия.  Эффект Гиффена наблюдается в неблагоприятных экономических условиях, когда люди скупают товары, опасаясь их дальнейшего удорожания, но, при этом, сокращая расходы на более дорогие продукты в пользу дешевых. Например, приобретают больше хлеба и макаронных изделий, при снижении покупок мяса и фруктов. Другими словами, наблюдается эффект замещение одних товаров - другими (как правило на товары из потребительской корзины).

Эффект Гиффена в истории. Этот явление впервые было отмечено и описано в XIX веке. Роберт Гиффенн обнаружил парадокс в период голода в Ирландии 1845—1849гг, когда население ответило увеличением спроса на рост цен на картофель. Занимаясь анализом потребительских бюджетов британских рабочих-угольщиков, Р.Гиффен также обнаружил, что при каждом повышении цены на сравнительно дешёвый, но перманентно необходимый продукт питания – хлеб, платёжеспособный спрос на него не уменьшался, а возрастал.

Понятие "эффект Гиффена" закрепилось в сознании экономистов и маркетологов благодаря Альфреду Маршаллу, который в 1895 г. связал имя Р.Гиффена с указанным повторяющимся экономическим явлением.

Блага Гиффена (товары Гиффенн) – предмет продажи/покупки, спрос на которые может возрастать по мере роста их цены, что бывает возможно в тех случаях, когда эти предметы занимают слишком большую долю в потребительском бюджете, который слишком мал. В результате эффект дохода перевешивает эффект замещения. Например, повышение цены на картофель, который в бюджете составляет основную долю, приведет к тому, что ничего другого семья не сможет себе позволить и полностью перейдет на потребление картофеля, несмотря на то, что его цена возросла.  


Ссылка для цитирования:

«Эффект Гиффена (парадокс Гиффена)» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_p/paradox-giffen-effect/
  115.87K просмотров


Поделиться: