Мозговой штурм
Мозговой штурм (мозговой шторм, мозговая атака, brainstorm, брейнсторм) – метод экспертных оценок, направленный на получение большого количества идей, в том числе и от лиц, которые, обладая достаточно высокой степенью эрудиции, обычно воздерживаются от высказываний.
Сущность метода мозгового штурма заключается в том, что отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует.
Мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
При использовании метода "мозгового штурма" предусматриваются: отсутствие любого вида критики, препятствующей формулировке идей; свободная интерпретация идей в рамках изучаемого вопроса; стремление к получению максимального количества идей, учитывая принцип повышения вероятности полезных предложений с увеличением общего их количества, и, наконец, поощрение различных комбинаций идей и путей их усовершенствования.
В процессе мозгового штурма предполагается выдвижение идей, протекающее в определенном смысле лавинообразно: высказываемая одним из членов группы идея порождает творческую реакцию у других. Наиболее продуктивными признаны группы в 10-15 человек.
Исследования эффективности мозгового штурма показали, что групповое мышление производит на 70% больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Результаты обсуждения считаются плодом коллективного труда всей группы.
С помощью медода мозгового штурма можно успешно решать многие маркетинговые задачи, например: определение возможно полного набора вариантов маркетинговых действий, один из которых оптимальный; определение наиболее широкого круга применяемых методов продвижения продукта, если решение проблемы увеличения сбыта требует параллельного или последовательного использования ряда разнообразных методов; выявление круга факторов, которые необходимо принимать во внимание, определяя окончательный вариант решения задачи выхода на рынок с новым продуктом.
Метод мозгового штурма может использоваться в рамках метода фокус-группы.
Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн