Мерч (merch)
Мерч (merch, merchandise) – сувенирная продукция бренда (сувенирка); разговорное, неформальное понятие (жаргонизм).
Понятие merch изначально получило распространенное, в основном, в маркетинговой среде Великобритании, среди маркетологов шоу-бизнеса, брендов из отрасли туризма и развлечения.
Понятие происходит сокращением от английского «merchandise» – коммерческий товары, товары широкого потребления предлагаемые для продажи.
Суть Мерча – товары с символикой бренда, автографами кумира, образом лидера, продаваемые массово и широко и(или) распространяемые бесплатно и ограниченной группе фанатов (приверженцев, последователей). Черч это ни сколько предмет потребления, сколько символ , владение которым, является способом демонстрации приверженности деятельности и взглядов кумира (лидера, а также напоминанием себе о прошедшем событии, итогом которому является владение мерчем.
Таким кумиром могут выступать: торговой марки, шоу-мены, успешные личности, политические деятели и партии, сопричастность к популярной общественной, спортивной деятельности (яхтинг, теннис, байкинг, ЗОЖ, экологические движения и проч.).
Как правило, мерч является хорошим проводником идей, образа и взглядов бренда среди своей аудитории. Важно, чтобы продукция, которая используется для нанесения атрибутов, была свойственна аудитории и являлась привычной, удобной и доступной для их типичного потребления.
Назначение Мерч (merch) для производителя бренда. Мерч – это символический подарок с целью напоминания, своеобразный элемент популяризации бренда среди целевой группы, когда потребитель (последователь, приверженец, фанат), покупающий продукцию и пользующийся услугами бренда, одевая и демонстрируя сувенирную продукцию в цветах бренда, с логотипом бренда и другими атрибутами бренда, открыто и добровольно является носителем и популяризатором образа и атрибутов марки.
Таким образом, бренд не только существенно экономит на промоушине (что не главное), а осуществляет такой промоушен максимально эффективно, целево среди аудитории бренда.
Важно и то, что потребитель (адепт бренда, сторонник, последователь) еще и покупает эту сувенирную продукцию. К примеру, объем продаж мерча составляет значительную долю в итоговой прибыли шоу-бизнеса, брендов из отрасли туризма, спорта и развлечения, наряду с доходами от непосредственной деятельности и рекламы.
Назначение Мерч (merch) для потребителя. Как фанатский атрибут, поклонники или сторонники используют отбрендованную одежду, сувенирную продукцию и бытовые предметы с целью самоидентицикации – отождествления себя с определенным образом и символом, носителем этого образа. Владение предметом, который раньше принадлежал или мог принадлежать образу и именем; распространяемым в ограниченном количестве и (или) ограниченному кругу лиц, позволяет отождествлять себя с этим образом и именем, демонстрировать приверженность ему, его деятельности и взглядам, а также является меткой (маркером) «я свой» для таких же последователей и фанатов.
Мерч (merch), как жаргонизм, распространилось, в первую очередь, в шоу-бизнесе Великобритании, где так называют товары с символикой, автографами шоу-мэна, продаются и распространяются бесплатно группе фанатов. Как явление, merchandise распространился в США, в начале как имидевая сувенирная продукция, распространяемая на митингах политических партий, в период выборов в местные и государственные органы власти. Позднее, в шоу-бизнесе, как промо-материалы шоу-мена.
Примерами мерча могут служить:
- подарочная игра «Маджонг» – для покупателей автомобилей Ферари в Китае;
- игрушесные модели автомобилей, зажигалки, зонты и проч. – для покупателей новых автомобилей;
- футболки, шорты, банданы, бейсболки, наклейки – для фанатов спортивных команд «Формула 1»;
- фирменные клюшки, шайбы и свитеры для поклонников хоккейных коменд;
- EP (extended play), Синглы или Long Play (LP), футболки с автографом – для поклонников певца или музыкальной группы;
- Фирменные кофры, инструменты, рабочая одежда – для дилеров и монтажников, продающей и работающих с коммерческой продукцией бренда.