Имидж
Имидж объекта – ментальный образ или идея, которая представляет собой визуальную, сенсорную или пространственную аналогию объекта, существующего в реальности. Например, «имидж компании» – это то, что компании транслирует рынку.
Термин «Имидж» происходит от английского «Image» – образ, облик, изображение.
Имидж формируется в процессе коммуникации, на основе опыта, впечатлений, убеждений, чувств и знаний людей. Имидж формируется столь быстро и в той мере, в которой происходит коммуникация с носителем имиджа. Имидж формируется неосознанно (но не стихийно) или целенаправленно:
- Самопроизвольное формирование имиджа происходит неслучайно, естественно, без применения специальных усилий со стороны носителя имиджа. Такой имидж – это следствие харатеристик и поведения объекта и естественный результат процесса коммуникации.
- Целенаправленное формирование имиджа объекта – это вариант самоподачи, акцентирующий внимание аудитории на важных для аудитории качествах объекта, повышающий знание и понимание у аудитории, формирующей интерес, потребность и даже зависимость у аудитории от объекта – носителя имиджа.
Значение формируемого имиджа. Имидж объекта создается, как инструмент коммуникации, способствующий успеху совместной деятельности (где важна межличностнвя коммуникация), помогающий решению поставленных задач, достижению конкретных целей. Имидж является ключом к успеху в правильности концепции развития общественных связей.
Имидж существует в сознании покупателя и потребителя, как взаимосвязанный маркетинговый поток информации, программирующий образную и эмоциональную реакцию. Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно и различными средствами по каждому из каналов восприятия:
-
Визуальное измерение формирует внешний образ: соответствие нормам деловой и официальной одежды, аксессуары, прическа, манера поведения, мимика, жесты.
-
В вербальном измерении - культура общения: речь, публичные выступления, доклады, интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону.
-
Событийное измерение - это нормативно-этическая сторона поступка, поведения, деятельности в целом, т.е. речь идет о репутации человека: динамика формирования имиджа определяется репутацией субъекта.
-
Контекстное измерение рассматривают как присоединение имиджей других людей (родственники, друзья, окружение), что, также, оказывает влияние на репутацию человека и имидж в целом. Поэтому, в работе по формированию персонального имиджа, вопрос о репутации требует особого внимания.
Характеристики имиджа объекта:
- Активность имиджа – это способность воздействовать на сознание, эмоции, суждения и поступки отдельных людей и целевых групп;
- Функциональность имиджа – это его способность помогать объекту достигать поставленных перед ним целей;
- Коммуникативность имиджа – способ рассказать о себе, самопрезентовать себя через сформированный образ;
- Адекватность имиджа – это соответствие объекта, между социальными ожиданиями и выполняемой социальной ролью.
- Удовлетворительность имиджа – по мнению носителя имиджа, соответствие реакции аудитории и ожидаемой носителем имиджа реакции.
Отсюда проистекает причина необходимости коррекции имиджа – изменение внешнего соответствия и (или) социальной роли, с целью приведения их к ожидаемым аудиторией параметрам.
Структура имиджа. Имидж объекта состоит из четырех основных элементов:
- Визуальный образ (внешний вид) – впечатления, которое складывается в первые минуты коммуникации с объектом;
- Суть объекта (природные свойства. генетический код) – фиксация отличия объекта от других объектов по принадлежности;
- Социальные качества – приобретенные характеристики и качества (культура поведения, нравственные качества, коммуникативность;
- Профессиональные черты (компетенции и компетентность) – соответствие характера профессии и личности (объекта).
Имидж, нужно трактовать не просто как образ, как коммуникационную систему. Имидж объекта должен восприниматься целостным и непротиворечивым.
Технология создания имиджа объекта предполагает активное использование трех составляющих имиджа объекта:
- Описательная составляющая имиджа (или информационное), представляющее образ и суть объекта, формирующая знание и понимание объекта;
- Оценочная составляющая имиджа – существующая как мотивация к оценкам объекта, формирующая ценность объекта и доверие к объекту;
- Эмоциональная составляющая имиджа объекта – побуждающая положительные эмоции различной интенсивности, формирующая определенную эмоционально-психологическую реакцию.
Оценка имиджа происходит при использовании опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм, принципов. Оценка и образ имеют условные концептуальные различия и неразрывную связь. В силу объективных условий, имидж может быть позитивным, негативгным, и нечетким. Целью структуры является создание позитивного имиджа, повышающего конкурентноспособность, привлекающего внимание общества, ускоряющего процесс приятия и увеличивающего объем сторонников, что позволяет активизировать финансовые, информационные, человеческие и материальные ресурсы.
Концепция формирования (создания или коррекции) имиджа предполагает следующие этапы развития для успешного движения:
- наблюдение и анализ текущего имиджа (этап отсутствует для нового объекта);
- наблюдение и анализ за желаемым для аудитории имиджем;
- анализ сути и причин несоответствия имиджа, желаемого для аудитории (этап отсутствует для нового объекта);
- планирование мероприятий по созданию (коррекции) имиджа;
- организация и проведение мероприятий;
- контроль за изменением имиджа.
Виды имиджа:
- Социальный имидж – это обобщенный образ объекта в общественном мнении. Формирование социального образа происходит по законам создания общественного мнения.
- Маркетинговый имидж – представление рынка относительно преимуществ объекта:
- основные преимущества (выгоды, обеспечиваемые успешным завершением данной программы);
- дополнительные преимущества, обеспечивающие отличительные свойства (слоган, дизайн, реклама, качество, т.д.).
- Имидж потребителя – представления о стиле жизни, общественном статусе, о личностных (психологических) характеристиках населения;
- Внешний имидж компании: собирательный, обобщенный образ организации, раскрывающий наиболее характерные черты лидера, менеджмента, бизнеса, производимого и продаваемого продукта;
- Внутренний имидж компании: представления сотрудников о своей организации, лидере. Детерминантность внутреннего имиджа в культуре и социально-психологическом климате организации, требует особого отношения к данным аспектам.
- Имидж лидера и ближайшего окружения включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности.