Фудкорт
Фудкорт (фуд-корт, ресторанный дворик) — место и формат предоставления дополнительных услуг питания, , формат HoReCa.
Термин фудкорт происходит от английского «food court» – «двор еды», формат городского питания – уютный тенистый дворик, в котором выставлены столики.
Назначение фудкорт – удержать посетителя в месте продаже товаров или предоставления услуг. Большинство покупателей и посетителей, склонны прерывать покупки и развлечения, под воздействием базовых инстинктов: голода, жажды, физической или эмоциональной усталости.
- устранить голод – одна из причин ухода из торгового центра – срабатывает базовый пищевой инстинкт, когда любая цель и задача отменяется и замещается на необходимость первичного удовлетворения базовых потребностей в еде и воде.
- устранить усталость – это функциональное снижение энергии и, как следствие, физической активности и умственной работоспособности посетителей, что является факторами снижения мотивации к шопингу и развлечениям;
- управлять потоками и действиями посетителей – задержать посетителя перед зоной продажи высоко рентабельных товаров, настроить посетителей на продолжение шопинга или продолжения развлечения;
Фудкорт организуется с целью не допустить естественного прекращения процесса шопинга или процесса развлечения.
Принцип сервиса футкорда – самообслуживание (буфет или столовая) – посетитель заказывает еду и напитки в одном из расположенных в фут-корде предприятий питания и самостоятельно относит заказ в общий зал, садиться за общий или индивидуальный стол, за которым и осуществляется потребление.
- выделенная зона (отдельный этаж), сознательно отделенная от торговой зоны;
- множество точек питания, предлагающих выбор видов и категории питания;
- несмотря на то что услуги питания в футкорде оказывают несколько фирм, зона питания посетителей общая;
- особая организация пространства, исключающего уютные зоны и расслабление;
- «фаст-фуд» – формат быстрого питания, позволяющий быстро вернуться к продолжению покупок или развлечения;
- интерьер, декор, мебель, отсутствие сервиса – все должно стимулировать вернутся к покупкам и развлечению;
- специфичная еда без запаха;
- одноразовая посуда и столовые приборы – процесс потребления должен вести лишь к удовлетворению базовой потребности и не должен сочетать удовольствие от потребление.
- экономичность питания.
Формат фудкорта:
- Фут-зона – выделенная и огороженная зона питания, как правило, фаст-фуда, располагающаяся при выходе из торгового зала, магазина, развлекательного центра (исключение: футкорт кинотеатров, где такая зона располагается перед зрительным залом;
- Фуд-этаж – отдельный, как правило самый верхний этаж торгового или развлекательного центра;
- Фуд-холл (фудхолл) – в отличии от фут-зоны, представляет собой большую открытую территорию, на которой представлены несколько заведений с разными концепциями и кухнями, не обязательно в формате фаст-фуд – могут быть представлены рестораны и кафе и с уютными зонами приема пищи. Фудхолл – это не просто перекус, это осознанный выбор – «еда со смыслом»;
- Гастромаркет – множество точек продажи продуктов питания, полуфабрикатов, упакованной готовой еды «на вынос»;
- Фуд-молл – отдельно стоящее здание с большим количеством точек питания, как правило, сгруппированных по какой-либо тематике (национальной кухне, принципу питания, особенности питания: религиозные, отношение к здоровью, детская кухня);
- Открытый фудкорт (Фуд-трак) – фургон(ы), прицеп(ы), оборудованный для приготовления, хранения и продажи готовой еды. Используется на открытых площадках торговых центров, по продаже крупногабаритных товаров; при организации шоу и массовых мероприятий. Как правило, открытый фудкорт предлагает еду с нескольких фуд-траков;
Экономика фудкорда. Базовый принципы экономической эффективности фудкорта – простота и низкая себестоимость приготовления порции, цена, обеспечивающая рентабельность порции, и максимальную заполняемость столиков.
Маркетинг фудкорта – те же 4Р комплекса маркетинга, с планированием продукта, комплекса продвижения фудкорта, анализом спроса, в соотвествии с уровнем цен и планированием локации и зонирования.
Есть определенная специфика маркетинга фудкорта с учетом:
- Семейных посетителей, с планированием детского питания и игровой зоны;
- Планирование и проведение тематические мероприятия, с задействованием фудкорта;
- Программа лояльности своеобразна и должна учитывать, что посещение фудкорта, как правило, не является основной целью посетителей, все же нацеленных на шопинг, развлечение и получение нового опыта;
- Подключение к агрегаторам доставки еды;
- Реклама:
- геотаргетированная (за пределами ТЦ/РЦ);
- внутри ТЦ/РЦ, с учетом маршрутов покупателей (посетителей);
- при оформлении торговой точки;
Маркетинговые параметры фудкорта:
- Посещаемость фудкорта – Отношение числа посетителей футкорта к числу посетителей торговго (делового, развлекательного) центра;
- Пропускная способность фудкорта – количество занятых столиков со средней продолжительностью одного посещения точки фудкорта;
- Заполняемость фудкорда (в «час-пик», при минимальном количестве посетителей основного заведения);
- Затраты на человека – приемлемая для посетителей сумма затрат на питание, зависит от основной цели посещения (шопинг, развлечение) и категории (люксовые товары, масс-маркет);
- Представленные бренды категории общественного питания.
Из истории фуд-корта. Первый успешно работающий фудкорт открылся в 1974 году в торговом центре «Парамус-Парк» в Нью-Джерси. Первый в России фудмолл «Депо» открыт в 2019 году в Москве. В 2022 году открыт фудмолл «Vokzal 1853» в здании Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге.