Даунсайзинг
Даунсайзинг (downsizing) в маркетинге – уменьшение количества продукта в упаковке без изменения цены. В буквальном переводе с английского, "downsizing" означает уменьшение размера;Даунсайзинг может осуществляться как в отношении уменьшения веса (объема) в упаковке, так и в отношении уменьшения физического размера упаковки товара без изменения цены на товар.
Различают следующие виды даунсайзинга:
- даунсайзинг продукта – изменение объема продукта без изменения размера упаковки и цены товара;
- даунсайзинг упаковки – изменение размера упаковки, и , соответственно, объема продукта при сохранении пропорций упаковки и дизайна.
Цель даунсайзинга – увеличить или сохранить объемы продаж, рентабельность продажи единицы товара, за счет снижения себестоимости продукта, путем уменьшения его объема (массы) в упаковке товара, при сохранении прежней стоимости единицы товара.
Задача даунсайзинга:
- в одном случае, даунсайзинг – не совсем честная практика получения выгоды производителем, основанная на невнимательности и привыкании потребителей к товару;
- в другом случае, даунсайзинг – вынужденная экономическая мера, позволяющая сохранить позиции в ценовом сегменте, при повышении себестоимости товара на полке и сохранении требуемой нормы рентабельности.
- в третьем, даунсайзинг – тактика следования за лидером (за трендом в ценовом сегменте), когда прямой конкурент и лидер применяет эту тактику, вынуждая остальных конкурентов к ее применению, особенно, если говорить о ценовых сегментах от среднего и ниже.
Сущность даунсайзинга. Даунсайзинг – одна из форм камуфлирования повышения цен на продукцию. Характерной ситуацией для применения даунсайзинга является резкое изменение каких-либо показателей в расходной части бюджета компании, когда компания связанная контрактами, обязательствами (в том числе, и перед покупателями), планами и проч. не может иначе и оперетивно реагировать на эти изменения иным образом. «Плановый» или постоянно применяемый даунсайзинг – это ошибки в экономической деятельности или постоянная вынужденная работа в условиях резких колебаний показателей экономики.
Сторонники применения, говорят о том, что даунсайзинг – это щадящая и психологически более приемлемая альтернатива поднятию цены на товар, что не соответствует действительности. Наглядным объяснением того, что даунсайзинг – манипулятивная тактика, является тот факт, что следом за применением, когда даунсайзинг перестает приносить экономический результат, последующее повышение цен на товар не приводит к восстановлению прежнего количества товара в упаковке – уменьшенный по количеству товар, просто становится еще дороже. Таким образом, не в моменте, а в реальной перспективе, даунсайзинг не является альтернативой повышению цен на товары, представляя собой именно манипулирование ценой и объемом товара.
Предпосылки для даунсайзинга. Если исключить мошенническую манипуляцию потребителями, когда производитель намеренно вводит в заблуждение и предлагает потребителю меньшее за те же самые деньги, даунсайзинг – вынужденная и экономическая мера, к которой производители прибегают в случае:
- резкого изменения экономической ситуации в стране или отрасли, например, в случаи инфляции;
- резкого изменения себестоимости производства;
- резкого сезонного колебания цен;
- резкого повышения затрат на обслуживание продаж;
- "конкурентных войн", когда ценовой и товарный сегмент характеризуется высокой конкуренцией;
- одного из вариантов получения "ценовой премии"
- в случае продажи товара не эластичного спроса.
Даунсайзинг и маркетинг. Все-таки необходимо различать маркетинговые инструменты стимулирования покупки и экономические инструменты обеспечения финансовых и коммерческих показателей деятельности компании. Снижение объема, количества товара, при сохранении прежней цены, когда потребитель получает меньшее за те же деньги – вряд ли способствует увеличению его удовлетворенности. С точки зрения потребителя, даунсайзинг – коммерческая тактика "на грани обмана", но осуществляемая в рамках законов, поскольку формально не придерешься: на упаковке вес или объем всегда указан верно и ничего не мешает покупателю определить и понять для себя выгодность покупки того или иного товара, подвергшегося даунсайзингу. Маркетинговая стратегия «честная упаковка» все больше набирает популярность среди производителей товаров, позволяющая привлечь и удержать потребителей.
Даунсайзинг – это тоже самое, что шринкфляция