Аккультурация
Аккультурация (acculturation) – процесс изменения культуры между двумя различными культурными группами, которые вступают во взаимодействие между собою (Sayegh and Lasry, 1993).Термин аккультурация происходит от (лат. ad — к, при, около, cultura — образование, развитие).
Аккультурация, как обмен культурными особенностями, возникает из взаимодействия двух отдельных, автономных культурных систем. Истоки этого взаимодействия возникают как следствие прямой культурной передачи, вызванной вторгающейся культурой и внутренней корректировкой, последующей за принятием чужеродных черт или паттернов.
В процесс обмена, может происходить, как аккультурация, так и инкультурация. Аккультурация связана с чужой культурой, инкультурация — это приобщение к своей культуре.
В конечном счете, результатом процесса аккультурации является как отбор и адаптация культурой тех культурных ценностей, которые позволяют индивиду и культуре его/ее группы продолжать существовать, так и поддержание различных уровней групповой и индивидуальной дифференциации и интеграции.
Выделяют следующие способы протекания процесса аккультурации:
- Замещение – иная культура принимается, а своя — исчезает, забывается;
- Адаптация – своя культура существенно меняется, принимая иные традиции и ценности;
- Отторжение – своя культура остаётся доминирующей, тогда как иная – не принимается;
- Сепарация – частичное принятие иной культуры, при сосредоточении на своей культуре;
- Маргинализация – не только непринятие чужой культуры, но и потеря своей культуры.
Уорд и Кеннеди (Ward and Kennedy, 1993) акцентирует внимание на то, что аккультурацию можно различать между групповыми и индивидуальными установками, разделяя аккультурацию на два отдельных результата: психологический и социокультурный.
Первое относится к набору внутренних психологических результатов, таких как хорошее психическое здоровье, психологическое благополучие, усваивая которые, индивид, в конечном счете, становится удовлетворен своей новой культурой.
Последнее относится к внешним психологическим результатам, которые связывают индивидов с их новой культурной средой. Затем аккультурация определяет индивидуальное чувство самоидентичности и, в конечном счете, влияет на его потребительское поведение.
Модель однонаправленной аккультурации, описывающая культурные изменения, претерпеваемые индивидами группы меньшинств, была впервые предложена Гордоном (Gordon 1964). В этой модели этническая малочисленность отказывается от своих культурных установок, верований, моделей поведения, обычаев и ценностей в пользу доминирующей культуры (Garcia and Lega, 1979). Этот процесс называется прямолинейной теорией ас-культурации,
Двунаправленная модель аккультурации возникла из критики однонаправленных моделей Шапочника, Куртинеса и Фернандеса (Szapocznik, Kurtines, and Fernandez 1980) и Шапочника и Куртинеса (Szapocznik and Kurtines 1993).
Эти модели идентифицируют аккультурацию с точки зрения поведения и ценностей индивида и его идентификации как с этнической, так и с доминирующей культурой. В отличие от однонаправленной модели, эти модели признают, что этническое меньшинство и доминирующая культурная идентичность не являются очевидными по обе стороны биполярной шкалы, а являются независимыми и ортогональными друг другу (Zak, 1973, 1976; Der-Karabetian, 1980).
История термина. Термин аккультурации связывают с именами американских учёных Роберт Редфилда, Ральфа Линтона и Мелвилл Херсковицем, которые занимались этим вопросом в 1930-х годах.
Ссылка для цитирования:
«Аккультурация» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_a/acculturation/
8.27K просмотров