Тимбилдинг
Тимбилдинг (тим-билдинг) – практика командообразования, предполагающая моделирование ситуации, в которой мотивируется коллективное действие группы сотрудников.
Термин происходит от английского «Team building» – созание команды.
Цель тимбилдинга – обеспечение развития компании, путем повышения результативности исполнения и управления.- обеспечить дополнительный положительный эффект от совместного труда сотрудников;
- обеспечить эффективность работы – сокращение затрат, при максимизации результата;
- реализация скрытого кадрового потенциала компании;
- выявление слабых мест управления;
- обеспечить развитие компании.
Задача тимбилдинга – формирование навыков командной работы коллектива и мотивация коллектива к сотрудничеству, содействию, взаимопомощи и соучастию.
- Формирование и развитие навыков командной работы (team skills) – усвоенная способность выполнять коллективно действия любого рода;
- Формирование феномена «командного духа» (team spirit) – психологическая общность разных (индивидуальностей, психотипов, темпераментов и пр.), в их стремлении к единому общему.
- Менеджмент – действия, по оптимизации структуры команды, функционально-ролевому распределению и внедрению эффективных методов управления;
- Управления персоналом – выявление сильных и слабых сторон персоналий, подбор, обучение и мотивация к коллективной работе.
Тим-билдинг рекомендован компаниям, которые хотят внедрить идею совместной работы, повысить степень ответственности сотрудников при постановке задач и достижении цели. Тимбилдинг, складывая разноплановый опыт и заинтересованность сотрудников, помогает развить способность заблаговременно предвидеть назревающие проблемы и конструктивно их решать.
Тимбилдинг обеспечивает:
- формирование и развитие навыков командной работы;
- формирование командного духа;
- эффективное использование сильных сторон командной работы;
- распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов;
- формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации предприятия;
- создание рабочей обстановки при формировании проектных команд;
- налаживание горизонтальных связей внутри коллектива, региональных подразделений;
- формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях.
Командообразование – сложный процесс, предполагающий мотивацию к командным методам работы, в противовес индивидуальной работе каждого сотрудника. В основе идеи «командной работы» на единый результат, лежит:
- концепция «сотрудничества» – совместного труда на единый результат, стремления к такой форме труда и опыта такого труда;
- концепция «синергия» – предположение о возникновении положительного эффекта увеличения производительности труда, возникающего от взаимодействия двух или более сотрудников, характеризующийся тем, что величина результата и его эффективность, возникающие от совместного действия сотрудников, существенно превосходит результат и эффективность от простой суммы действий каждого сотрудника, в случае их индивидуальной работы.
Суть тимбилдинга – искусственно создается ситуация для группы сотрудников, предполагающая и стимулирующая совместный поиск решения (выхода из ситуации), со вкладом каждого члена группы, задействованного в ситуации, с последующим анализом результатов командной работы всех и результатов работы каждого члена команды.
Тимбилдинг представляет собой:
- комплексные сценарные мероприятия;
- соревнования в игровой форме (игровой тимбилдинг);
- образовательную программу (семинары, аудиторные тренинги);
- развлекательную программу;
- театрализованные элементы.
Тимбилдинг строится на конкретной методологической основе, с учетом принципов командообразования, практики менеджмента и психологии.
С точки зрения менеджмента, тимбилдинг – это мотивация в процессе обучения, применяемая для формирование команды, которая, в свою очередь, обеспечивает повышение эффективности работы персонала. Термин тимбилдинг – из области корпоративного менеджмента.
С точки зрения маркетинга, тимбилдинг, помимо общепризнанного – инструмент развития эмпатии. С точки зрения маркетинга, задача каждого из сотрудников компании – обеспечение и повышение удовлетворенности потребителей. В маркетинге признается важным осознанное сопереживание потребителю, его эмоциональному состоянию, принятие и понимание его потребностей и стремлений, в независимости от того, какой функционал возложен на сотрудника. Осознанию каждым из сотрудников дихотомии: необходимости получения выгод для компании, при непременном учете интересов потребителя – в этом помогают мероприятия маркетингового тимбилдинга, дающие необходимую практику и понимание задач маркетинга.