Иммерсивность

Иммерсивность — это способность вовлечь (погрузить, захватить) сознание человека, за счет неявного влияния на человека, приводящего к естественному (иногда, незаметному для человека) изменению его самосознание и поведения, в контексте происходящего.

Термин происходит от латинского «immersio» — иммерсия, погружение; от английского «immersive» — «создание эффекта присутствия, погружение в действие». 

Иммерсия – это измененное состояние сознания человека, когда  меняется или исчезает самоосведомлённость – размывается, корректируется представление о сильных и слабых сторонах личности, меняются мысли, убеждения, мотивация, возникают новые эмоции. Это психическое состояние часто сопровождается ощущением сверх возможностей, сверхсосредоточенностью, искажённым чувством времени.

Иммерсивный – обладающий способностью к иммерсии, погружающий в среду (иногда, виртуальную), обеспечивающий эффект присутствия, меняющий самосознание и поведение.

Показатель иммерсивности – количество физической и психической энергии человека, затраченной на процесс вовлечения человека. Чем ниже показатель, тем больше способость манипулировать человеком.

Значение иммерсивности. Вовлечение погружением — это манипуляция, но нередко манипуляция позитивная, формирующая новый опыт. Воздействуя на сознание, полностью или частично, меняя состояние, вовлекая человека в происходящее, можно дать почувствовать себя частью чего-либо нового (большого, важного, яркого, интересного), дать возможность испытать новые чувства, эмоции и осознать собственные способности, сформировать новый опыт.

С точки зрения маркетинга, иммерсивные формы коммуникации производят впечатление от бренда и дарят потребительский опыт, к которым хочется возвращаться снова и снова. В лучших  из них, создаются новые миры, которые потребителю можно открывать и исследовать. 

Термин применим к реальной среде, виртуальный среде, пространству, занятию или шоу, которые априори принято делить на:

  • иммерсивные – погружающие пользователя в созданную фантазийную (компьютерную, виртуальную) среду.
  • неиммерсивные – в отношении которых, пользователь является сторонним наблюдателем.

Иммерсивные пространства — это симуляция пространственной реальности, которая создается для гостей мероприятия посредством особой организации: шоу, пространства и специального аудиовизуального контента, вовлекающего посетителей в действие.

Иммерсивное шоу – мероприятие развлекательного характера, не просто демострирующееся публике и имеющее постановочный характер, но в котором зритель становится участником мероприятия и может влиять на действие и сюжет.

Иммерсивное обучение – метод получения знаний и навыков, при котором в процессе обучения, обучечаемого погружают в искусственно смоделированную среду.Иммерсивное обучение применяется в случае обучения использования сложной, дорогостоящей техники или робучени работе в сложной или опасной реальной среде, когда опасность имитируется имерсией.

Фантазийная иммерсивность – это погружение человека в фантазийную симуляциию, за счет изменения сенсорного восприятия и с сохранением когнитивного контроля. 

Соcтавляющие фантазийной иммерсивности:

  • виртуализация реальности – замещение реальности симуляцией, с применением технологических средств моделирования искусственного окружения;
  • интерактивность – способность симуляции, активно и адекватно реагировать на действия зрителя;
  • фантазийность – придуманность, непохожесть на реальный мир зрителя;
  • сенсорное восприятие реальности – восприятие предметов, явлений и событий, возникающее в результате непосредственного воздействия объектов на органы чувств зрителя;
  • когнитивный контроль – зритель наделен ролью и комплексом исполнительных функций, позволяющих регулировать поведение, согласно происходящему;
  • проактивность симуляции – сознательное сюжетное вовлечение зрителя в процесс (даже если зритель стремиться сохранять безучастность).

Иммерсивность в маркетинге. Большая проблема современных маркетинговых коммуникаций – трудность в преодолении невосприимчивости аудитории к рекламно-информационному воздействию, прямому и опосредованному, выстраевание барьеров восприятия потребителями ко всему, что говориться от имени продавца и бренда. Один из вариантов успеха маркетинговых коммуникаций – вовлечь потребителя в диалог, подобрав форму, тональность и контент диалога, приемлемые, вызывающие интерес у потребителя. Иммерсивность – способность вовлечь потребителя в такой диалог, сознанием: реальной или виртуальный среды, пространства, занятия или шоу, в которых потребитель выступает не как зритель и получатель информации, а как соучастник происходящего и соавтор результата, получаемого с его участием и на его глазах.

Иммерсионарий (в англ. Immersionary, от immersive + visionary – захватывающий + визионерский) – место, фирменный магазин, бутик, игровое пространство, достопримечательное место компании, музей бренда, тематический парк – любое иммерсионное пространство с элементами брендингового шоу, дающие новые впечатления и формирующие потребительский опыт. Создаваемый иммерсивный мир погружает потребителей в мир бренда, связывает бренд со стилем жизни и ценностями потребителей, к которым они стремятся. В каждом из случаев создания иммерсионария, у компании есть уникальная возможность дифференцировать бренд, увлечь потребителя и укрепить его привязанность к бренду.

Несколько форм маркетинговых коммуникации с высокой иммерсивностью:

  • флагманский магазин (например: «Apple Store», с «Баром гения», где  за столиком сидит гуру и можно попробовать поставить его в тупик каверзными вопросами. Потребитель получит бонус, если это удастся сделать);
  • фестивали бренда (например: «VK-FEST» для пользователей социальной сети «ВКонтакте»);
  • музей бренда (например: «Мир Coca-Cola» или «музей телекорпорации NBC»);
  • брендинговые пространства (например: «Nike Box MSK» – брендинговый спортивнцый городок со студией дизайна и кастомизации);
  • тестовые пользования продуктом c имитацией реальных условий пользования;
  • интерактивные шоу в формате экшена с вовлечением потребителя в качестве актора (действующего субъекта);
  • просьюмерские потребительские сообщества – моделирование соучастия потребителей в создании продукта, жизни бренда;
  • выездные роуд-шоу с иммерсивной средой;
  • торговые шоу (например: «Tool Territory Sears» – постоянное шоу с тестами, продажами, консультацией, где  покупатели инструментов – участники шоу);
  • погружение потребителя в экосистемы;
  • челенджи и соучастие иным социальным явлениям;
  • перекрестный маркетинг и перекрестный промоушен;
  • услуги кастомизации и модинга, когда потребитель – соавтор оказываемой ему услуги;
  • и проч.


Ссылка для цитирования:

«Иммерсивность» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_i/immersive/
  2.08K просмотров

Материалы по теме:


Поделиться: