Стимулирование сбыта
Стимулирование сбыта (sales promotion) — менеджмент коммуникации и стимулирования покупателей и торговых посредников для создания условий сбыта продукции или услуги, побудительные меры поощрения продвижения товара/услуги по маркетинговому каналу и покупки товара/услуги поукупателями.
Стимулирование сбыта – это комплекс продвижения предмета маркетинга, представляющий собой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило, кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажи товара. Такое стимулирование представляет собой комплекс маркетинговых мероприятий и торгового менеджмента по проталкиванию товара/услуги по всему маршруту сбытовому каналу — от изготовителя, через каналы сбыта до потребителя — с целью ускорения сбыта товаров.
Цель стимулирования сбыта – ускорение сбыта товаров, немедленное изменение поведения потребителя и посредника в торговом канале. Суть стимулирования сбыта в том, что товару создается ореол предпочтительности, и таким образом стимулирование превращает потенциального потребителя в покупателя, а посредника – в, так или иначе, заинтересованного в продвижении предмета маркетинга участника сбытового канала.
Задача стимулирования сбыта:
- краткосрочное увеличение объема сбыта;
- Сглаживание временных колебаний сбыта;
- увеличения числа новых игроков сбытового канала (маркетингового канала);
- Поощрение и мотивация каких-либо действий со стороны потребителей или других субъектов (например, торговых посредников или собственного торгового персонала).
- снятие причин торможения сбыта в сбытовом канале.
На кого направлено стимулирование сбыта? Стимулирование имеет многоцелевую направленность, в зависимости от того, какие целевые группы участвуют в процессе сбыта. Эти группы бывают четырех видов
- Потребитель – составляет самую важную часть, и все усилия маркетинга направлены на него.
- Торговые посредники (дистрибьюторы, дилеры, торговые агенты) – это естественное промежуточное звено между производителем и потребителем;
- Торговый персонал (менеджмент закупки, персонал торгового зала) – промежуточное звено предметом маркетинга в точке продаж и покупателем;
- Референтные группы (лидеры мнения, послы бренда и проч.) – лица, влияющие на выбор товара, направляющие выбор, определяющие и формирующие вкус потребителя, оказывающее на него более или менее непосредственное влияние.
Стимулирование сбыта имеет два направления:
- Трейд-промоушн (стимулирование торговли)
- Консьюмер-промоушн (стимулирование покупателей)
Trade promotion – стимулирование сбыта торговой товаропроводящей сети, маркетинговые средства воздействия на сбытовой канал, стимулирующие сбыт товара по каналу. Включает как экономические способы воздействия, так и неэкономические:
- работа по информированию оптовых и розничных продавцов о товаре,
- мерчандайзинг и обеспечение присутствия в товаро-проводящей сети и в местах продаж;
- оформление мест продаж и размещение POS-материалов;
- выстраивание отношений с участниками товаро-проводящего канала;
- формирование и стимулирование заинтересованности в продвижении.
Подробно о трейд промоушн.
Консьюмер-промоушн – стимулирование сбыта в сбытовом канале на уровне торговой точки и нацеленное непосредственно на покупателей. См.consumer promotion.
Типы стимулирования сбыта. Принято различать стимулирование сбыта жесткого типа (hard-selling) и мягкого типа (soft-selling).
К стимулированию сбыта жесткого типа (hard-selling) относят:
- понижение цены на товар;
- временная скидка для стимулирования сбыта;
- бонусы - продажа дополнительного количества товара при неизменных ценах;
К стимулированию сбыта мягкого типа (soft-selling) относят:
- конкурсы;
- программы лояльности;
- семинары;
- выставки и эвенты;
- промоушн мероприятия нового товара.
- Общее поддерживающее стимулирование – мероприятия, охватывающие все продаваемые товары и услуги, торговые марки и отношения.
- Селективное стимулирование – продвижение товарной группы или всех товаров на определенном уровне сбытового канала.
- Индивидуальное стимулирование – мероприятия затрагивающие определенный товар, определенного торгового посредника, ставящие целью снятие сбытовых барьеров, возникающих локально.
Отличии стимулирования сбыта от рекламы. Реклама, в отличии от стимулирования сбыта, имеет целью изменить отношение потенциального покупателя к данному товару. И как всякое стимулирование не непосредственного действия, а развития или изменения отношений, реклама, в отличии от мероприятий стимулирования сбыта, рассчитана на долгосрочный, в лучшем случае, среднесрочный период воздействия. В отличии от рекламы, мероприятия по стимулированию и сам товар должны быть тесно связаны друг с другом. Информация о стимулировании должна быть размещена максимально близко к товару: либо непосредственно на нем, либо в ближайшем окружении (на полке, в прайс-листе, в магазине или на других товарах этой же марки).
Отличие стимулирования сбыта от PR. Цель PR в отношении покупателя долгосрочная – вызвать симпатии к предприятию, торговой марке, товару, сформировать психологический климат понимания и взаимного доверия между предметом маркетинга и покупательской общественностью. PR не ставит целью превратить потенциального покупателя в заинтересованного потребителя. Связи с общественностью являются, прежде всего, некоммерческим, институциональным средством обеспечения коммуникации с покупателями и потребителями.