Методы исследования рынка

Методы исследования рынка – это приёмы, процедуры и операции эмпирического, теоретического и практического изучения и анализа маркетинговой среды, в которой существует компания.


Классификация методов исследования по месту проведения

  • полевые методы исследования – исследование маркетинговой среды в естественных условиях (опросы, тестинги);
  • кабинетные методы исследования рынка; 


По соответствию маркетинговым методикам различаю следующие методы исследования рынка: 

  • формализованные (стандартизированные) – методы исследования рынка, предполагающие следование жёсткой программе;
  • неформализованные; 


Классификация методов исследования рынка по соучастию маркетолога-исследователя в процессе исследования рынка:

  • открытые маркетинговые исследования – традиционные исследования (см. опросы, теснили);
  • тайные маркетинговые исследования – стороннее наблюдение и фиксация поведения объекта, его отношение к субъектам рынка (тайный покупатель, эксперимент, кабинетные исследования); 


Классификация методов исследования рынка по частоте применения методов исследования: 

  • регулярные исследования;
  • повторные исследования – исследования, проводимые с целью уточнения, подтверждения полученной ранее информации;
  • однократные наблюдения; 


По объёму исследования рынка различают методы

  • сплошные исследования;
  • выборочные исследования; 


Классификация методов исследования рынка по способу получения информации

  • прямые (непосредственные) методы;
  • косвенные (опосредованные); 


В зависимости от объекта наблюдения различают методы исследования: 

  • исследование внешних маркетинговых объектов; 
  • самонаблюдение (например, качество обслуживание клиентов).


По способу получения информации различают следующие методы исследования рынка:

  • Опрос — это метод сбора информации, посредством выяснение мнений опрашиваемой аудитории; 
  • Наблюдение — это способ отстраненного получения информации, без какого-либо воздействия на объект наблюдения; 
  • Эксперимент — изучение влияния определенных факторов на объект исследования, погружением объекта в среду, приближенную к реальности, и контролируемого изменения факторов влияния на объект и отслеживания изменений или поведения исследуемого объекта; 
  • Имитационное моделирование — представляет собой метод маркетингового исследования, с применением заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования; 
  • Каузальное исследование — проверка наличия причинно-следственной связи между двумя событиями или функции (зависимости) одного события по другому событию;
  • Метод экспертных оценок — вариант «опроса», когда объектом исследования является эксперт – специалист в исследуемой области, получение от него информации, её анализ и обобщение. 


Классификация методов исследования рынка по регулярности привлечения аудитории:

  • случайная выборка – случайным образом выбранные для изучения респонденты, относящиеся к целевой аудитории;
  • аксесс-панель – постоянная база респондентов, участвующих в маркетинговых опросах  


По методике сбора данных при проведении маркетинговых исследований методы исследования рынка можно классифицировать на две группы: 

  • количественные – методы исследования, основанные на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов;
  • качественные маркетинговые исследования – включают сбор, анализ и интерпретацию данных и проводятся путем наблюдения за взаимодействием субъектов с объектом исследования.


По цели маркетингового исследования рынка различают следующие методы:

  • методы исследования потребностей потребителя;
  • методы исследование реакции потребителя на маркетинговое воздействие (новинка, акция, распродажа);
  • методы исследования восприятия клиента (восприятие бренда, товара, рекламы);
  • методы контроль обслуживания (тайный покупатель, опрос, бальные методы);
  • методы исследование посредников;
  • методы изучение ключевых клиентов;
  • и т.д.


Ссылка для цитирования:

«Методы исследования рынка» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_m/metody_issledovaniya_rynka/
  59.59K просмотров


Поделиться: