Би Ти Эль (BTL)
Под BTL (Below the Line) – понимают непрямую рекламу, воздействие на покупателей, отличающихся от прямой рекламы, которую называют ATL (Above the Line – «над чертой»). В переводе с английского: «под чертой».
BTL объединяет те формы маркетинговой коммуникации, которые не относятся к ATL (телевизионной, радио, печатной, наружной рекламе), а именно:
- сейлс-маркетинг: стимулирование сбыта в местах продаж (ценовое стимулирование, купоны, розыгрыши призов, подарки за покупку, промо-акции, дегустации и т.п.);
- стимулирование маркетинговых посредников (трейд-маркетинг);
- программы лояльности;
- спонсорство;
- прямой маркетинг (директ-маркетинг);
- реклама в точках продаж (POS материалы);
- событийный маркетинг.
Активности брендов на рынке четко дифференцируются в зависимости от структуры товародвижения и задач, которые стоят перед производителем продукта. В соответствии с действующей системой дистрибуции, задачи BTL могут быть следующие:
- Увеличение лояльности игроков канала товародвижения к продукту и создание лучших условий для продаж (availability, visibility).
- Увеличение продаж в определенный период времени.
- Стимулирование интереса к продукту и повышение его узнаваемости среди лиц, принимающих решение о закупке.
- Улучшение знания специфики продукта (product knowledge).
- Стимулирование пробных закупок.
- Стимулирование выгодной для продукта ценовой политики канала товародвижения.
- Прямое стимулирование продаж.
В соответствии с задачами, выбираются и формы BTL-активности:
- программы поощрения (incentive programs),
- партнерские проекты (бывают сложные механизмы, когда, например, дистрибьютор продает товар, агентство предоставляет торговых представителей и систему инкассации, а клиент - транспорт, оформленный в фирменном стиле, и т.п.),
- образовательные проекты,
- мерчендайзинг,
- промо программы для среднего и мелкого опта,
- промоушен для дистрибьюторов,
- переводные заказы (мерчендайзеры собирают заказы с розницы и передают дистрибьюторам).
В отношении конечного потребителя BTL задачи кампании могут быть такими:
- Стимулирование проб, первых и повторных покупок.
- Корректировка ценовой политики в отношении каждой группы товаров и сегмента рынка.
- Укрепление имиджа торговой марки.
- Стимулирование интереса к марке и повышение ее узнаваемости.
- Улучшение знания марки.
- Увеличение продаж.