Информационный бизнес VS инфоцыганщина

Что отличает полезный для потребителя информационный продукт от окончательно надоевшей всем «инфоцыганщины». Каковы критерии «полезности» такого информационного продукта?

03.09.2020

Чтобы там не думал о себе автор, но его продукт – это все та же «инфоциганщина».


То есть можно убиться об стену рекламируя и пропагандируя такой продукт, можно долго искать и найти сто отличий от того, что предлагают конкуренты, но, боюсь, это все равно «инфоцыганщина». Знаете в чем дело?

Никому не нужно знание и информация!

Произнесу именно таким образом, понимая натянутость произнесенного. Сказаное так, сказано не о знаниях и информации вообще, а в контексте инфобизнеса и о том, что делается в этом сегменте рынка. Готов объясниться и рассказать о том, что я понимаю.

1). Ну, да, есть ограниченная группа людей, получающих знание, что называется, «ради знания». Есть люди, что покупают инструменты, ради покупки и складирования инструментов («чтобы были»). Так же поступают и ряд домохозяек, кто бесконечно покупают формочки для выпекания, но так ничего и не пекут. Тренинги и курсы они качают с торрентов и никогда не открывают. Такие люди есть, но они не интересны инфобизнесу, в силу бестолковости и количественной ограниченности.

2). Есть около 10% людей, которым получение глубоких и системных знаний важно. Получив их, они с успехом учат других или применяют их в своей практике. Так вот, им нужны
  • знания они получают системно: Универ или перманентное самообразование с книгами и словарями, а еще по сотням источников знаний от личного опыта до аккумулирования и переосмысления опыта других. Эти не ограничиваются тренингом. Им нужно все досконально, с практикой, подтверждением и мнениями других. 
  • целевые знания – не информация как таковая, а ответы на вопросы, помогающие самому разобраться.
3). Остальным 90% людей знаний не нужно! Им нужно решение их задач. Если задачи можно решить не получая информации – замечательно! Если кто-то сторонний с багажом своих знаний сам решит их задачи – молодец! Любое прочие знание ценно только прикладным его применением. Любители кофе не читают инструкции к кофеварке, ровно до того момента, пока она работает. Но как только она отказалась работать, быстро пролистав инструкцию, они вызывают мастера. Именно так! Поскольку если бы они сами захотели разобраться с устройством, они были бы в предыдущей группе.
Вот им нужно просто решение их конкретной задачи, а «инфобизнес» предлагает им… информацию!

Таким образом, признаки полезного информационного продукта для всех трех групп:
  • в полноте знаний и точности ответов на вопросы – для одних;
  • в практической пригодности – для других;
  • и в возможности: «есть скачать чо-нить?» – для третих.

Что важно для слушателей курсов?

  1. Ценность курса не в его длине – трехмесячные курсы не ценнее «однодневок».
  2. Если окончанием курса будет не отсидка положенного числа часов, а решение конкретной наболевшей задачи – это ценный курс!
  3. Способности применить то, что знает и понимает препод, по окончанию курса – признак хорошего курса!
  4. Если в результате, что-то можно унести и сложить в бессмысленно собираемую базу накоплений (диплома об окончании, файлов, визиток, сувенирки) – это хороший курс!

Про преподов

Поэтому, у препода и курса должно быть:
  • не «имя» в сообществе «инфоцыган», а в отрасли и сфере бизнеса его клиентов;
  • и не энциклопедически полные «знания» препода;
  • и даже не умение эти знания передать;
  • а практика применения этих знаний в той сфере, в которой их будет применять сам слушатель.
  • «Строгость преподов» – это то, отчего люди бегут со школы.
Образование Гарварда, награды и дипломы, стаж работы лектором – все это не являются сколько-нибудь мотивирующим для человека при выборе курса, по сравнению с опытом этого преподавателя практической работы в той же сфере и на том же рынке, на котором работает человек.

Про «домашку»

  • «Домашние задания», как и вообще идею «поработать даром», люди четко различают по ценности: «это практически полезно мне для моего дела» или «это нужно кому-то (преподу или для прохождения курса)».
  • Если «домашка» – это возможность предложенным преподом кейсом осмыслить свою ситуацию и сверить на следующий день это решение с мнение препода – это хороший курс!
  • Если домашняя работа – это возможность глубже, по предложенным первоисточникам, изучить важную для себя тему – это правильное решение!
  • А если это просто «найди вечером в записанном днем ответ на заданный вопрос» – так делают все и это бессмысленно, ибо такой формат «обучения» существует и без инфобизнеса – сомообучение по книгам и задачникам.
Является ли домашняя работа мотивирующим триггером для покупки курса – это во многом зависит от понимания людьми полезности этой работы для решения их задач. 
Поэтому...
Непохожесть курса на «инфоцыганщину» определяется максимально возможной адаптации курса к практике именно этой группы слушателей, с переосмыслением преподом задач слушателей, которые заставили их придти на курс и наличием у препода решения этих задач.

Про группу слушателей

Поэтому скажем, группу нужно набирать на следующих принципах, к примеру:
  • все слушатели из B2B,
  • из SMB,
  • из реального сектора экономики;
  • и не приглашать в нее слушателей из HoReCa.
Я отдаю себе отчет в кажущейся для вас нереальности написанного. Сейчас объясню, отчего это реально. Инфобизнес, в этом случае, концентрацией на определенном сегменте и определенных задачах, добивается максимальной глубины. Понимая чем живет малый и средний бизнес, производящий не инфопродукты или парфюм, а шестеренки и автомобильные колодки, он поднимает ценность курса на высоту немыслимую! Вот если он будет понимать задачи слушателя и если такой курс будет глубоким и целевым, то,  такую аудиторию можно собрать. И пусть вы не соберете группы по пятьсот человек, но ценник за целевое знание и высокий профессионализм всегда выше – люди это понимают! В противном случае, будет как у всех – бесплатые демокурсы и вебинары, без шансов собрать аудиторию.

Как правильно

Скажу именно так, хотя понимаю, что «как правильно», определяет на только рынок, но и то, что может компания (спикер, тренер) и попробую сформулировать несколько принципов, что отличали бы инфобизнес от «инфоцыганщины»:

  1. Специализация профессиональная. Если «инфоцыганщина» – это всегда коньюнктурно (сегодня курс лекций «о маркетинге», завтра «о проблемах лактации крупного рогатого скота Нечерноземья» – пофигу, главное, на что есть спрос), то инфобизнес – это специалисты. Ведь как нельзя собрать и систематизировать знания за час, так нельзя коньюнктурно «скакать» по темам тренингов каждый месяц! Это клиенты понимают точно! 
  2. Специализация рыночная. Вот только специалистами надо быть не в риторике или психологии; важно быть и не только методистами, но и практикующим спецом в той отрасли в которой зарабатывают сами клиенты. Если посмотреть сайты компаний инфобизнеса, то поголовно на всех одни и те же «лекторы» – специалисты: в корпоративных продажах, в b2b, в HoReCa. Открою страшную тайну: маркетинг даже одного рыночного сегмента, но разных ценовых ниш настолько разный, что, к примеру, трудоустроится крупному маркетинговому спецу из сегмента «FMCG мидл-ап» в сегмент «FMCG масс-маркет» – чрезвычайно сложно, не говоря уже о разнице маркетинга «корпоративных продаж» и HoReCa. А у вас один и тот же чел – во всех ипостасях.  Это один из главных признаков «инфоцыганщины»!
  3. Глубина специализации (уровень профессионализма, скажу так) инфобизнеса определяет уровень его клиентов. Никогда инфобизнес не соберет группы директоров по маркетингу, если курс не предполагает на порядок более глубокие практические и теоретические знания, чем у среднестатистического CMO. Если тренер утверждает, к примеру, что он большой асс в корпоративном PR госкомпаний, банков, торговых компаний, а еще он спец по личному PR руководителей – я не скажу, что он – профан, скажу что это – инфоцыганщина, поскольку чел реально не понимает, что цели, методы и доступные по ценам и охвату PR-инструменты, в этих сегментах, кардинально отличаются! А чтобы охватить все эти сегменты и в каждом дойти до уровня эксперта – не хватит жизни. 
  4. Отличимо и заметно. Понимаю, что погоня за новыми веяниями, новыми терминами и «фишками» может обеспечить вам внимание аудитории. Реклама способна обеспечить охват аудитории, даже если ничего уникального в вашем инфо-предложении нет. Но вместо импириопрофицита, вакханалии черной риторики и безумства затрат на рекламу, следование первым трем пунктам обеспечит вам высокого уровня уникальность: курса, тренинга и вашего инфобизнеса. Сколь уникальны и неповторимы ассы, столь велика аудитория говтовая слушать их и нести им деньги.
  5. Цели клиента. Характерно, что исключительно начальный уровень тех, кто отзывается на предложение тренингов, определяется непониманием инфобизнесменами тех задач, которые стоят перед их клиентами и невозможность решения которые, сподвигло клиента обратиться за консультацией или обучением. Если слушатели имеют задачи, невозможность решения которых формируется в проблему, то суть тренига должна быть в разрешении этой проблемы, а не в начитке теоретического материала.
  6. Кейсы клиента. Обучение, тренинг, мотивация и коуч должны быть построена на примерах из практики. Практика эта должна быть практикой компаний рыночного, географического и ценового сегмента клиента. Практика компания ТОП-10 из списка ФОРБС мало полезна (подчеркиваю!) для компаний СМБ. Услышьте! Все должно быть построено на примерах из практики, а подтверждением и объяснением того, почему это на практике хорошо или плохо, должна служить теория! И не наоборот!
  7. Приглашайте спецов. Нужно различать: методистов, тренеров и лекторов (говорящие головы). Идеально, если спец с рынка для собранной группы, способен выступать сразу в трех лицах. Но, в любом случае, платить доху  много обязательно тем спецам с рынка, кто подготовит вам методики, кейсы, их разборы. Сами вы не справитесь! См. все пункты выше.
  8. Как практически полезный диалог. Диалог это даже не обмен мнениями, это обмен незнанием. Диалог продолжается и после эвента, когда препод, послушав аудиторию, осознав свое незнание и непонимание, разбирается сам и помогает разобраться слушателям. Когда через месяц и позднее, препод перезванивает слушателю и задает вопрос: «Ну, как, получилось то, о чем говорили? А что получилось? А попробуй вот так...» и получив очередную порцию незнания, продолжает разбираться дальше.  Правда, конечно, проще отчитать домашнюю заготовку аудитории и этим ограничиться, тем более, если миллион конкурентов-инфоцыган именно так и делают.
  9. Универсальная метрика отличия «инфоцыган» от специалистов – ответы на кейсы из зала. Не буду много писать. По ссылке диалог директора со своими подчиненными. Если спец-консультант так (подробно, ценно, вдумчиво и долго) сможет – это не «инфоцыганщина». Вот посмотрите или вот это почитайте. Половина времени вашего тренинга/обучения должны составлять разборы подобных кейсов, подобранные вами или озвученные аудиторией, рассмотренные всесторонне и изученные в контексте конкретной темы. Если вы соберете целевую аудиторию, у которой задачи и проблемы похожи, то только на вопросах из зала можно собрать огромный и дорогой курс для других групп.

Инфоцыганщиной по лохам!

Вот уверен, что «инфоцыгане» со мной не согласятся. В качестве опровержения они наверняка скажут, что все что выше, справедливо для клиентов слушателей-практиков. Но есть еще довольно многочисленная группа «ни ухо не рыло» и для которых человек на сцене с маркером и микрофоном – это гуру и светоч. И таких «полно». Собственно это несогласие они и пытаются всей инфотолпой реализовать на практике.

Друзья, дело в том, что и в отношении лохов все написанное выше справедливо:

  • Им все так же важна практическая польза.
  • Они также имеют неразрешенные задачи, сформировавшиеся в проблемы. К примеру, «новичку» в профессии не нужны знания, ему нужно трудоустройство и старт карьеры. Если вы не просто декларируете, что через год он заработает «миллион», а точно расскажите: с чего начнется и как должна развиваться его карьера в маркетинге – вы получите аудиторию. Посмотрите
  • Зачастую, стоящие за «лохами» и платящие за такое обучение «спонсоры», инвесторы и родители – люди опытные и сообразительные и они от опыта и на интуиции отличают бесполезную начитку тематического материала со сцены, от потенциала реализовать полученное на практике их протеже. 
Согласен, есть те, кто от большого количества денег и от собственной дури покупает все тренинги подряд, априори веря всем рекламным посулам. Вот только практика неудач спикеров-одиночек и не очень большие доходы инфобизнесов это подтверждают – вы либо даете практику и тогда дерёте с большого количества клиентов приличные деньги, либо пересказ книжек или, что хуже, статей из интернета, не ценно для клиентов и не кормит. Во всяком случае, не до икры и не на всегда.

Мой недавний кейс общения с «инфоцыганом»

Для того, чтобы понять, что инфобизнесмены находятся (как в фильме Георгия Данелия «Кин-дза-Дза») «в антитентуре» к реальности, приведу недавний кейс моего диалога с очередным «инфоцыганом»:

На заявление о абсолютном многолетнем опыте и предложение провести управленческий тренинг по торговому маркетингу, я предложил инфобизнесмену подумать о конкретном – над тренингом для директоров филиалов по логистике местных, не централизованных закупок и обеспечения требуемого показателя оборачиваемости складских запасов по таким закупкам. В общем-то сам могу многое рассказать и построить такие закупки, но было интересно, как с задачей справится этот «асс» и «управленческий стратег». Знаете, как справился консультант/тренер? Он согласившись, просто не перезвонил.

Что-то вместо вывода:

Если же у автора так не получится организовать инфобизнес, то пусть не обольщается – пересказ теории из книги десятилетней давности, челом, что «ни ухо не рыло» в практике того рынка, с которого у него слушатели – это «инфоцыганщина», даже если придуманное им действо будет ярким, мотивирующем и будет длиться два месяца, с «домашками» и «заданиями»! Да, не важно, как это все будет выглядеть, если практическая ценность у всего этого одна и односторонняя – лишь заработок организатора тренинга.

  313 просмотров

Блог "Заметки на полях"


Поделиться: