Концепция маркетинга и философия маркетинга

Что же такое маркетинг? Несмотря на сотни маститых теоретиков, тысячи книг и миллионы практиков, ответ на этот вопрос по-прежнему является критическим для каждого из нас

Философия маркетинга

Философия, согласно словарю, «система мотивирующих убеждений, концепций и принципов; сумма идей и убеждений индивида». Философия маркетинга является «уставом» – чем-то определяющим для бизнес- и маркетинговых менеджеров; она предполагает, что бизнес фокусируется, помимо задач получения прибыли, еще и на потребностях и желаниях потребителей.

Маркетологи обычно описывают этот фокус в трех аспектах:

  1. Ориентация на потребителя;
  2. Интегрированные усилия;
  3. Ориентация на выгоду.

Ориентация на потребителя

Знание потребителя, требующее глубокого понимания его потребностей, желаний и поведения, должно быть центральным моментом в осознании того, что маркетолог хочет, может и должен делать. В маркетинге стало господствующим понимание того, что не деньги или новации, точность процессов или квалификация персонала, а потребитель приносит деньги в компанию; именно потребитель – это источник сегодняшнего благосостояния компании и ее перспектив. Чем более удовлетворены потребители, чем больше денег в бюджет компании они приносят. Все остальное перечисленное – это лишь средства для формирования рыночного актива компании – потребителей, заинтересованных в ее товарах и услугах.

Интегрированные Усилия

В конечном счете, фирма должна существовать в гармонии с рынком – местом на котором она пытается построить здание собственного успеха. Во вторую, интегрированные усилия в исследовании, управлении продуктами, продажами и распределением, продвижением и рекламой, – способствуют максимально эффективному решению маркетинговых задач. Эта двоякое понимании интегрированности и следование ей, способно повысит общую рыночную эффективность фирмы.

Ориентация на выгоду (не прибыль)

Маркетологи – бывшие экономисты, а также переводчики, встретив где-либо в Западном описании философии маркетинга словосочетание «profit direction», переводят это, как «ориентация на прибыль», что в корне не верно. Белл и Эмори считали что, маркетинговая концепция направлена на то, чтобы сделать деньги для компании, сосредоточив внимание на прибыли, а не на объеме продаж (Bell and Emory 1971). Наверное с тех пор (или это мысль одновременно посетила большое число вчерашних экономистов, любопытствующих о маркетинге), но это ошибочное понимание составляющей философии маркетинга, значительно распространено.

Целью бизнеса является выгода, при чем та, что определена ее владельцем в момент организации бизнеса и скорректирована под текущие реалии и возможности компании. К примеру, антикризисное выживание компании или задача занятия доли рынка, капитализация компании с целью последующей перепродажи – такие бизнес-задачи могут исключать задачу максимизации прибыли. Скажем, рыночная задача бизнеса по занятию доли рынка, противореча Мбелл и Эмори, может, среди прочих, иметь показателем выполнения рост выручки от продаж.

Выделяя один лишь операционный аспект бизнеса – прибыль и принимая ее за философию маркетинга, они определенно путают экономические задачи с целями бизнеса, а цели бизнеса – с философией маркетинга.

Вопиющим подтверждением того, что выгода – не всегда прибыль и, часто, выгода не материальна, является тот факт, что маркетинговой деятельностью занимаются и некоммерческие, социальные компании и общественные организации, государственные и муниципальные властные структуры. Коммерческие компании, занимаясь благотворительностью, экологией, участвуя в формировании социума и инвестируя в новые проекты и технологии, жертвуют прибылью, предполагая все же извлечение выгоды иного рода.

В каждом таком случае, финансовая прибыль не является целью и она – лишь средство для ведения дела. В тоже время, прибыль – может быть важной целью нацеленных на извлечение прибыли бизнесменов.

Философия маркетинга с самого начала была нацелена на долгосрочную перспективу; она поощряла бизнес смотреть на выгоду потребителя и соотносить ее с возможностью получение выгод бизнесом. Если выгода бизнеса определена как единственная и, как прибыль – если так в какой-либо отдельной компании, то так тому и быть, примите ко вниманию только то, что на рынке миллионы компаний, истинную цель которых знают только их владельцы.


  8.09K просмотров