Организация маркетинга

Организация маркетинга (организация маркетинговой деятельности компании, marketing organization ) — менеджмент процесса структурной организации взаимосвязей, ответственности и взаимоподчинённости должностных лиц и целых подразделений, ответственных за выполнение функций маркетинга, разделение этих функция и закрепление их за ответственными лицами и структурными подразделениями в компании.

Цель огранизации маркетинга — поддержание или изменение маркетинговых позиций компании.

Организация маркетинга включает:

  • построение структуры управления маркетингом;
  • совершенствование менеджмента маркетинга.

С этой целью организация маркетинга предполагает:

  • разработка миссии и определение цели фирмы;
  • стратегический анализ и диагностика ситуаций;
  • разработка стратегии, стратегический выбор;
  • подбор специалистов по маркетингу (маркетологов);
  • повышение квалификации маркетологов;
  • распределение задач в системе управления маркетингом,
  • определение механизма контроля достижения цели, выполнения задач;
  • определение прав, полномочий и ответственности специалистов; 
  • создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб;
  • организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.

С организационной точки зрения существуют множество различных подходов к разработке организации маркетинга.

Основные организационные структуры маркетинга:

Функциональная организация маркетинга (functional marketing organization) — организационная структура управления  маркетингом, в которой деятельность специалистов в структуре маркетинга компании организована, исходя из функций маркетинга (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т.д.). Это самая типичная структура организации маркетинга. При функциональной организации специалисты по маркетингу ведут разные направления маркетинговой деятельности и подчиняются при этом одному из руководителей компании - директору по маркетингу.

Последующие организационные структуры подчиняют организацию маркетинга одной из функций маркетинга:

Товарная организация маркетинга — организационная структура управления маркетингом предполагающая управление остальными функциями маркетинга с позиции главенства одной из функций - товарной.  За разработку и реализацию стратегий и тактики маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом (продакт менеджер), у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга (исследования, сбыт, реклама и т.д.).

Географическая организация маркетинга предполагает и ставит во главу угла географическую специфику рынка: географическую удаленность регионов, национальную и религиозную специфику, специфику покупок и потребления товаров. Географическая организация маркетинга — организационная структура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу (скорее всего, в первую очередь, продажники) призваны наблюдать, продвигать, сбывать товары (услуги) по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет продажникам концентрировать усилия на регионе, хорошо знать своих потребителей и вести эффективный менеджмент.

Отраслевая организация маркетинга — тоже, что и предыдущий абзац, только с упором на отработку определенных отраслей (машиностроение, металлургия, строительство и т.п.).

Матричная организация маркетинга (программно-целевая) — схема организации маркетинга в компани, предполагающая совместную отработку проектов специалистами различных структурных подразделений маркетинга с разделением направлений деятельности (по рынкам и по товарам, по отрасли и по рынкам).


Ссылка для цитирования:

«Организация маркетинга» [Электронный ресурс]//«Записки маркетолога», Словарь маркетинга, url: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/o/organizatsiya_marketinga/
  35.94K просмотров


Поделиться: