Видение
Видение (vision) – восприятие чего-либо с помощью зрения. Наличие видения – прямая противоположность узкому взгляду и неустермленности к чему-либо.
Видение фирмы — образ будущего фирмы, спецификация основных целей фирмы исходя из потребностей клиентов, развития общего уровня бизнеса в отрасли, на рынке и на основе объективной оценки текущего состояния фирмы.
Основа видения – цели, которые компания ставит перед собой, чтобы перейти в желаемое состояние. Например, «стать первой компанией в отрасли» — это видение.
Стратегическое видение должно выражать сверхзадачу, чтобы ощущать себя не исполнителями работы, а творцами. Учитывая, что видение, как правило, вырабатываетя на длительный срок (5–10 лет и более), то необходимо принимать во внимание развитие ситуации, технического прогресса, общественных и коммерческих отношений.
Видение — представление собственников и топ-менеджеров о компании в будущем. Это привлекательный образ компании в будущем, идеал или мечта, который компания стремится осуществить. Из видения компании должны формироваться предварительные цели компании. Видение вносит ясность в представления о целях и направлении движения компании, создает перспективу, придает смысл и значение повседневной деятельности, подвигает персонал к действию. Видение — это как можно более полное описание будущего состояния компании, которое должно формироваться итерационно и коллективно, с участием собственников, руководителей и ведущих специалистов.
Необходимо различать две составляющие видения:
- то, как вы будете выглядеть через время;
- то, что вы сможете сделать за это время.
Видение должно быть оправданным, должно подкрепляться анализом тенденций, демографических данных, стилей жизни, законодательства и технологических достижений – иметь прочный фундамент. По сути, выработка видения компании является результатом менеджмента, предполагающего:
- анализ того, что понадобится потребителю;
- оценки способности компания удовлетворить данную потребность;
- определения предполагаемой прибыли, которую компания сможе получить, удовлетворив потребность покупателей.
- анализ возможных рисков, помешающих получению прибыли, в том числе и от действия конкурентов.
То, что понимается как «видение» отличается от предвидения. Предвидение, которое столь же грандиозно, насколько и плохо продумано, заслуживает критики, как и компании, которые предпочитают риторику действиям. Слишком часто такое «видение» (предвидение) – это не что иное, как демонстрация витрины для чего-то эгоистичного.
Скажем предвидение развития отрасли не гарантирует конкурентного успеха. Самые дальновидные фирмы не всегда самые прибыльные. Любое предвидение в мире, если оно не подкреплено способностью к исполнению, мало что значит.
Бизнес, как правило, опасаемся «провидцев». Тем не менее, сами корпоративные лидеры приходят к убеждению, что они действительно провидцы; что их взгляд вперед более проницателен и точен, чем у всех остальных.
Таким образом, видение – это не провидение, но это и не конкретный набор целей. Создание видения не имеет ничего общего со сбором информации. Видение, скорее, – это целенаправленная полагание.
Видение – это изложение концепции развития. Если вы хотите, чтобы видение вдохновляло, оно должно отражать глубокое понимание рынка, компании и торговой марки и проецирование их в будущее. Поэтому, видение – как формирующая сила развития, должно быть одновременно и в большей мере разумным, чем амбициозным.
Базисы видения компании. На чем следует базировать видение?
- видение рынка;
- видение целевого потребителя
- видение продукта;
- на видении торговой марки;
- видении компании.
-
Видение целевого потребителя подлежит переосмыслению, если изменяется рынок – появляются новые предложения, новые технологии, изменяется коньюнктура и потребление;
Видение продукта и марки – предполагает переопределение характеристик продукта и восприятия марки, в соответствии с развитием рынка и изменением предпочтений потребителя;
-
Видение компании – за отправную точку берется специализация (компетенция) и определяется в будущем мастерство компании и ее роль, в соответствии с видением изменяющегося потребителя и рынка.